Из формулы (19.2) следует, что прибыль максимизируется в том случае, когда предельные издержки равны предельному доходу:
MR(q) = MC(q).
Поясним это на примере работы консервного комбината. Данные о выпуске количества консервов, валовых постоянных издержках, относимых на соответствующее производство, валовых переменных издержках, относимых на соответствующий выпуск продукции, валовых издержках производства и обращения, а также результаты расчета средних и предельных издержек, указанные в тысячах рублях на единицу изделия, приведены в табл. 19.1 (цифры для удобства округлены).
Таблица l9.1
Расчет максимальной прибыли в зависимости от объема продукции, цены и издержек
Количество изделий |
Цена (руб./шт.), Р |
Валовый доход (выручка) (тыс. руб.), TР |
Валовые издержки (тыс. руб.), ТС |
Валовая прибыль (тыс. руб.), М = гр. 3- гр.4 |
Предельный доход (руб./шт.), MR |
Предельные издержки (руб./шт.), МС |
Предельная прибыль (руб./шт.), Мп |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1000 |
2659 |
2659 |
2630 |
29 |
2659 |
2630 |
29 |
2000 |
2450 |
4900 |
3340 |
1560 |
2241 |
710 |
1531 |
3000 |
2241 |
6723 |
4020 |
2703 |
1833 |
880 |
1143 |
4000 |
2031 |
8124 |
5440 |
3584 |
1401 |
520 |
881 |
5000 |
1822 |
9110 |
5025 |
4085 |
986 |
485 |
501 |
6000 |
1613 |
9678 |
5600 |
4078 |
568 |
575 |
-7 |
7000 |
1484 |
9828 |
6420 |
3408 |
150 |
820 |
-670 |
8000 |
1195 |
9560 |
7615 |
1945 |
-268 |
1195 |
-1463 |
9000 |
986 |
8874 |
9310 |
-436 |
-686 |
1695 |
-2381 |
10000 |
777 |
7770 |
13675 |
-5905 |
-1104 |
4365 |
-5469 |
Графа 2 табл. 19.1 содержит данные о цене спроса, соответствующие количеству возможной реализации консервов. Функция спроса от цены получена на основе линейного уравнения
q = 4,78р + 13712,1.
Коэффициент эластичности спроса в зависимости от изменения цены для разного количества продаж исчисляется по формуле:
(19.3)
В количестве 3000 шт.
В количестве 6000 шт.
В количестве 8000 шт,
При больших объемах продаж спрос становится неэластичным. Предельные величины дохода (выручки), издержек и прибыли получаются путем вычитания из данных валового дохода (гр. 3), валовых издержек (гp. 4) и валовой прибыли (гр.
5) соответствующих значений из предыдущей строки.
Например, предельная прибыль:
для объема продаж 5000 шт.:
руб.
для объема продаж 7000 шт.:
руб.
Деление на 1000 необходимо потому, что предельные (приростные) показатели определяются в расчете на единицу продукции в рублях.
Для наглядности на основании данных табл. 19.1 построим графики ( 19.3 и 19.4).
Из табл. 19.1 и 19.3 и 19.4 следует, что наибольшие объемы реализации не всегда дают наибольшие суммы прибыли. Максимальную сумму прибыли предприятие может получить при объеме реализации более 5 тыс. шт. и менее 6 тыс. шт. банок консервов.
При этом цена одной банки составляет примерно 1600 руб. Если количество реализованных банок консервов превышает 6 тыс. шт., то сумма прибыли уменьшается, а при 9 тыс. шт. предприятие понесет убытки в размере 436 тыс. руб., которые при реализации 10 тыс. шт. могут возрасти почти до 6 млн. руб.
Предельные показатели позволяют более четко судить о скорости изменения их значений ( 19.4).
Точка пересечения предельного дохода MR(q) с предельными издержками MC(q) определяет максимум прибыли. В этой точке предельная прибыль равна нулю, а ее кривая пересекает ось абсцисс. За данными пределами начинаются убытки, которые будут снижать сумму валовой прибыли.
Для того чтобы решить вопрос максимизации прибыли, важно также знать, действует ли предприятие в условиях свободной конкуренции или монопольного рынка. Пищевые предприятия, в частности, реализуют свою продукцию в условиях свободной конкуренции. А это означает, что за цену реализации своей продукции оно принимает ту, которую задает рынок.
Итак, для предприятия максимизация прибыли заключается в выборе такого объема реализации продукции, при котором предельные издержки предприятия в производстве и при реализации равнялись бы рыночной цене. Математически это можно представить следующим образом:
Р = MC(q). (19.4)
Иными словами, на рынке свободной конкуренции доход равен рыночной цене. Покажем это на примере рыбоперерабатывающего предприятия, выпускающего икру в банках. Данные о производстве, издержках, прибыли, а также о предельных величинах приведены в табл.
19.2.
Таблица 19.2
Экономические показатели и расчеты предельных величин, руб.
Выпуск банок, шт. |
Цена, 1 шт. |
Валовой доход (выручка), TR |
Валовые издержки, ТС |
Прибыль, TR- TC |
Предельный доход (шт.), MR = Р |
Предельные издержки (шт.), МС |
Предельная прибыль, шт. гр.6 гр.7 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
0 |
135 |
0 |
7200 |
-7200 |
|||
35 |
135 |
4725 |
9240 |
-4515 |
135 |
54 |
77 |
150 |
135 |
20 250 |
13 200 |
7050 |
135 |
34 |
101 |
210 |
135 |
38 350 |
15 840 |
12 510 |
135 |
44 |
91 |
250 |
135 |
33 750 |
18 000 |
15 750 |
135 |
54 |
81 |
270 |
135 |
36 450 |
19 680 |
16 770 |
135 |
84 |
51 |
288 |
135 |
38 880 |
21 312 |
17 586 |
135 |
91 |
44 |
305 |
135 |
41 175 |
22 920 |
18 255 |
135 |
95 |
40 |
316 |
135 |
45 525 |
24 360 |
18 165 |
135 |
144 |
-9 |
316 |
135 |
42 660 |
24 510 |
18 150 |
135 |
150 |
-15 |
317 |
135 |
42 795 |
24 672 |
18 123 |
135 |
162 |
-27 |
318 |
135 |
42 930 |
24 852 |
18 078 |
135 |
180 |
-45 |
319 |
135 |
43 065 |
25 056 |
18 009 |
135 |
204 |
-69 |
320 |
135 |
43 200 |
25 296 |
17 904 |
135 |
240 |
-105 |
Из табл. 19.2 следует, что предельный доход равен цене одной банки икры при приращении количества реализации в разных размерах (сравним графы 6 и 2). Иными словами, рыночная цена задается рынком (135 руб. за банку икры). Отличительная черта изменения валового дохода (выручки) от реализации банок икры на рынке свободной конкуренции состоит в том, что валовой доход выражается линейным уравнением с нулевым свободным членом и угловым коэффициентом, равным цене одной банки:
TR = 135 руб. q шт. = TR руб.
Максимальная прибыль получается при объемах реализации около 310 банок. По данным табл. 19.2 она составляет 18 255 руб. при реализации 305 банок.
В интервале 305 315 банок предельная прибыль равна нулю. При дальнейшем росте объема реализации она становится отрицательной, т.е. каждая дополнительная единица приращения объема выпуска дает не увеличение, а уменьшение суммы прибыли ( 19.5).
Таким образом, при заданной рынком цене одной банки в размере 135 руб. предприятию выгоднее поддерживать реализацию на уровне, близком к 310 банкам. В этом случае оно может рассчитывать на получение наибольшей суммы прибыли.
19.3. Анализ чувствительности прибыли к изменениям цены и структуры затрат
В основе этого метода лежит расчет объема реализации, который должен обеспечивать требуемую величину прибыли при изменении цены или структуры затрат (постоянные и переменные затраты).
Если изменяются постоянные затраты (расходы), то объем реализации, обеспечивающий желаемую величину прибыли, определяется по формуле:
(19.5)
где Мо желаемая прибыль, руб.;
Мвн новая валовая маржа, руб.
Если изменяются переменные затраты, то расчет производится по следующей формуле:
(19.6)
где ан новый процент валовой маржи к выручке от реализации.
Если изменяется цена, то расчет осуществляется по такой формуле:
(19.7)
где аn исходный процент валовой маржи к выручке от реализации;
Мви исходная валовая маржа, руб.
Рассмотрим характер этих изменений на примере хлебозавода, который имеет следующие показатели:
годовое производство батонов 100 000 шт.
цена одного батона 2,80 руб./шт.
средние переменные расходы 1,80 руб./шт.
При таком объеме реализации, цене и переменных затрат хлебозавод имеет следующие показатели:
выручка от реализации равна: 2,80. 100 000 = 280 тыс. руб.;
переменные расходы составили: 1,80 100 000 = 180 тыс. руб.;
валовая маржа равна: 100 тыс. руб.;
постоянные расходы равны: 50 тыс. руб.
Прибыль равна 50 тыс. руб.
Допустим, цена увеличилась на 10%. В этом случае руководству предприятия важно знать, как изменится величина прибыли и каков должен быть объем реализации, чтобы сохранить прежний уровень прибыли.
Итак, новая цена равна: 2,80 + 0,28 = 3,08 руб./шт.;
новая выручка = - 3,08 руб./шт. 100 000 = 308 тыс. руб.;
переменные расходы составят: 1,80 100 000 = 180 тыс. руб., или 59%;
валовая маржа равна 128 тыс. руб., или 43%;
постоянные расходы равны 50 тыс. руб., или 17%.
Прибыль равна 78 тыс. руб., или 26%.
Как видим, прибыль увеличилась с 50 до 78 тыс. руб., или на 56%. Объем реализации, необходимый для достижения прежней величины прибыли при повышении цены согласно формуле (19.7), составит:
Все это можно оформить так, как показано в табл. 19.З.
Таблица 19.3
Анализ чувствительности показателей хлебозавода при увеличении цены на 10%
Показатели |
Первоначальный объем, 100 000 шт. |
Объем, обеспечивающий неизменную прибыль 80,8 тыс./шт. |
||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
|
Выручка от реализации |
308 |
100 |
280 |
100 |
Переменные расходы |
180 |
59 |
180 |
63 |
Валовая маржа |
128 |
41 |
100 |
37 |
Постоянные расходы |
50 |
17 |
50 |
18 |
Прибыль |
78 |
26 |
50 |
18 |