Расчет максимальной прибыли


Из формулы (19.2) следует, что прибыль максимизируется в том случае, когда предельные издержки равны предельному доходу:

MR(q) = MC(q).

Поясним это на примере работы консервного комбината. Данные о выпуске количества консервов, валовых постоянных издержках, относимых на соответствующее производство, валовых переменных издержках, относимых на соответствующий выпуск продукции, валовых издержках производства и обращения, а также результаты расчета средних и предельных издержек, указанные в тысячах рублях на единицу изделия, приведены в табл. 19.1 (цифры для удобства округлены).
Таблица l9.1
Расчет максимальной прибыли в зависимости от объема продукции, цены и издержек



Количество
изделий
Цена (руб./шт.), Р
Валовый доход (выручка) (тыс. руб.), TР
Валовые издержки (тыс. руб.), ТС
Валовая прибыль (тыс. руб.), М = гр. 3- гр.4
Предельный доход (руб./шт.), MR
Предельные издержки (руб./шт.), МС
Предельная прибыль (руб./шт.), Мп
1
2
3
4
5
6
7
8
1000
2659
2659
2630
29
2659
2630
29
2000
2450
4900
3340
1560
2241
710
1531
3000
2241
6723
4020
2703
1833
880
1143
4000
2031
8124
5440
3584
1401
520
881
5000
1822
9110
5025
4085
986
485
501
6000
1613
9678
5600
4078
568
575
-7
7000
1484
9828
6420
3408
150
820
-670
8000
1195
9560
7615
1945
-268
1195
-1463
9000
986
8874
9310
-436
-686
1695
-2381
10000
777
7770
13675
-5905
-1104
4365
-5469


Графа 2 табл. 19.1 содержит данные о цене спроса, соответствующие количеству возможной реализации консервов. Функция спроса от цены получена на основе линейного уравнения

q = 4,78р + 13712,1.

Коэффициент эластичности спроса в зависимости от изменения цены для разного количества продаж исчисляется по формуле:

(19.3)
В количестве 3000 шт.


В количестве 6000 шт.


В количестве 8000 шт,


При больших объемах продаж спрос становится неэластичным. Предельные величины дохода (выручки), издержек и прибыли получаются путем вычитания из данных валового дохода (гр. 3), валовых издержек (гp. 4) и валовой прибыли (гр.

5) соответствующих значений из предыдущей строки.
Например, предельная прибыль:
для объема продаж 5000 шт.:

руб.
для объема продаж 7000 шт.:

руб.
Деление на 1000 необходимо потому, что предельные (приростные) показатели определяются в расчете на единицу продукции в рублях.
Для наглядности на основании данных табл. 19.1 построим графики ( 19.3 и 19.4).





Из табл. 19.1 и 19.3 и 19.4 следует, что наибольшие объемы реализации не всегда дают наибольшие суммы прибыли. Максимальную сумму прибыли предприятие может получить при объеме реализации более 5 тыс. шт. и менее 6 тыс. шт. банок консервов.

При этом цена одной банки составляет примерно 1600 руб. Если количество реализованных банок консервов превышает 6 тыс. шт., то сумма прибыли уменьшается, а при 9 тыс. шт. предприятие понесет убытки в размере 436 тыс. руб., которые при реализации 10 тыс. шт. могут возрасти почти до 6 млн. руб.
Предельные показатели позволяют более четко судить о скорости изменения их значений ( 19.4).
Точка пересечения предельного дохода MR(q) с предельными издержками MC(q) определяет максимум прибыли. В этой точке предельная прибыль равна нулю, а ее кривая пересекает ось абсцисс. За данными пределами начинаются убытки, которые будут снижать сумму валовой прибыли.
Для того чтобы решить вопрос максимизации прибыли, важно также знать, действует ли предприятие в условиях свободной конкуренции или монопольного рынка. Пищевые предприятия, в частности, реализуют свою продукцию в условиях свободной конкуренции. А это означает, что за цену реализации своей продукции оно принимает ту, которую задает рынок.
Итак, для предприятия максимизация прибыли заключается в выборе такого объема реализации продукции, при котором предельные издержки предприятия в производстве и при реализации равнялись бы рыночной цене. Математически это можно представить следующим образом:

Р = MC(q). (19.4)

Иными словами, на рынке свободной конкуренции доход равен рыночной цене. Покажем это на примере рыбоперерабатывающего предприятия, выпускающего икру в банках. Данные о производстве, издержках, прибыли, а также о предельных величинах приведены в табл.

19.2.

Таблица 19.2
Экономические показатели и расчеты предельных величин, руб.



Выпуск банок, шт.
Цена, 1 шт.
Валовой доход (выручка), TR
Валовые издержки, ТС
Прибыль, TR- TC
Предельный доход (шт.), MR =
Р
Предельные издержки (шт.), МС
Предельная прибыль, шт. гр.6 гр.7
1
2
3
4
5
6
7
8
0
135
0
7200
-7200



35
135
4725
9240
-4515
135
54
77
150
135
20 250
13 200
7050
135
34
101
210
135
38 350
15 840
12 510
135
44
91
250
135
33 750
18 000
15 750
135
54
81
270
135
36 450
19 680
16 770
135
84
51
288
135
38 880
21 312
17 586
135
91
44
305
135
41 175
22 920
18 255
135
95
40
316
135
45 525
24 360
18 165
135
144
-9
316
135
42 660
24 510
18 150
135
150
-15
317
135
42 795
24 672
18 123
135
162
-27
318
135
42 930
24 852
18 078
135
180
-45
319
135
43 065
25 056
18 009
135
204
-69
320
135
43 200
25 296
17 904
135
240
-105


Из табл. 19.2 следует, что предельный доход равен цене одной банки икры при приращении количества реализации в разных размерах (сравним графы 6 и 2). Иными словами, рыночная цена задается рынком (135 руб. за банку икры). Отличительная черта изменения валового дохода (выручки) от реализации банок икры на рынке свободной конкуренции состоит в том, что валовой доход выражается линейным уравнением с нулевым свободным членом и угловым коэффициентом, равным цене одной банки:

TR = 135 руб. q шт. = TR руб.

Максимальная прибыль получается при объемах реализации около 310 банок. По данным табл. 19.2 она составляет 18 255 руб. при реализации 305 банок.

В интервале 305 315 банок предельная прибыль равна нулю. При дальнейшем росте объема реализации она становится отрицательной, т.е. каждая дополнительная единица приращения объема выпуска дает не увеличение, а уменьшение суммы прибыли ( 19.5).



Таким образом, при заданной рынком цене одной банки в размере 135 руб. предприятию выгоднее поддерживать реализацию на уровне, близком к 310 банкам. В этом случае оно может рассчитывать на получение наибольшей суммы прибыли.

19.3. Анализ чувствительности прибыли к изменениям цены и структуры затрат
В основе этого метода лежит расчет объема реализации, который должен обеспечивать требуемую величину прибыли при изменении цены или структуры затрат (постоянные и переменные затраты).
Если изменяются постоянные затраты (расходы), то объем реализации, обеспечивающий желаемую величину прибыли, определяется по формуле:

(19.5)

где Мо желаемая прибыль, руб.;
Мвн новая валовая маржа, руб.
Если изменяются переменные затраты, то расчет производится по следующей формуле:

(19.6)

где ан новый процент валовой маржи к выручке от реализации.
Если изменяется цена, то расчет осуществляется по такой формуле:

(19.7)

где аn исходный процент валовой маржи к выручке от реализации;
Мви исходная валовая маржа, руб.
Рассмотрим характер этих изменений на примере хлебозавода, который имеет следующие показатели:
годовое производство батонов 100 000 шт.
цена одного батона 2,80 руб./шт.
средние переменные расходы 1,80 руб./шт.
При таком объеме реализации, цене и переменных затрат хлебозавод имеет следующие показатели:
выручка от реализации равна: 2,80. 100 000 = 280 тыс. руб.;
переменные расходы составили: 1,80 100 000 = 180 тыс. руб.;
валовая маржа равна: 100 тыс. руб.;
постоянные расходы равны: 50 тыс. руб.
Прибыль равна 50 тыс. руб.
Допустим, цена увеличилась на 10%. В этом случае руководству предприятия важно знать, как изменится величина прибыли и каков должен быть объем реализации, чтобы сохранить прежний уровень прибыли.
Итак, новая цена равна: 2,80 + 0,28 = 3,08 руб./шт.;
новая выручка = - 3,08 руб./шт. 100 000 = 308 тыс. руб.;
переменные расходы составят: 1,80 100 000 = 180 тыс. руб., или 59%;
валовая маржа равна 128 тыс. руб., или 43%;
постоянные расходы равны 50 тыс. руб., или 17%.
Прибыль равна 78 тыс. руб., или 26%.
Как видим, прибыль увеличилась с 50 до 78 тыс. руб., или на 56%. Объем реализации, необходимый для достижения прежней величины прибыли при повышении цены согласно формуле (19.7), составит:



Все это можно оформить так, как показано в табл. 19.З.

Таблица 19.3
Анализ чувствительности показателей хлебозавода при увеличении цены на 10%

Показатели
Первоначальный объем, 100 000 шт.
Объем, обеспечивающий неизменную прибыль 80,8 тыс./шт.
тыс. руб.
%
тыс. руб.
%
Выручка от реализации
308
100
280
100
Переменные расходы
180
59
180
63
Валовая маржа
128
41
100
37
Постоянные расходы
50
17
50
18
Прибыль
78
26
50
18


Содержание раздела