До настоящего времени нет общепринятого толкования понятия "экономика предприятия". В ряде случаев исходя из семантики слова его связывают с хозяйствованием, в других - с системой экономических отношений по поводу результатов производства и т.д. Отсутствие такого определения затрудняет организацию работы по выбору форм хозяйствования, понимание логики его ведения, определение места и роли предприятия в реализации основной экономической проблемы: удовлетворение увеличивающихся потребностей в условиях дефицита ресурсов.
В толковании сущности "экономика предприятия" следует исходить прежде всего из установления места и роли предприятия в решении основной экономической проблемы.
В условиях рыночной системы хозяйствования предприятие объективно становится основным звеном в ее реализации. Дело в том, что оно не только производит продукцию, пользующуюся спросом на рынке, но и создает рабочие места, обеспечивая занятость населения, начисляет заработную плату и т.д.
Выплачивая федеральные и местные налоги, оно участвует в содержании государственных органов и поддержании социальных программ (образование и здравоохранение, культура и просвещение и т.д.).
Каждое предприятие самостоятельно принимает решение* в части того, что, сколько и как производить товаров (оказывать услуг), где и как их реализовывать и, наконец, как распределять полученный доход (фонды возмещения, оплаты труда, накопления). По всем этим вопросам оно принимает решения в соответствии со своими интересами, отвечая своим имуществом за ошибки или неправильно выбранные действия.
Интересами предприятия являются обеспечение достаточно приемлемого уровня жизни (в форме заработной платы и удовлетворения ряда социальных благ) для своих работников, а также динамичное стабильное развитие производственной базы предприятия и выплаты соответствующих налогов.
Степень их удовлетворения зависит от результатов хозяйственной деятельности предприятия, включающих не просто получение дохода и прибыли от реализации продукции и услуг, но и объем применяемых производственных фондов (основные и оборотные производственные фонды) и совокупность других потребительных стоимостей (социальный сектор), накопленных предприятием на каждый данный момент времени со дня его развития.
Натурально-вещественный состав этих элементов в своей совокупности представляет не что иное, как экономику предприятия.
Экономика предприятия - это совокупность факторов производства (собственных и заемных), непроизводственных факторов (детские сады, профилактории и т.д.), фондов обращения, готовой продукции, денежных средств, находящихся на счетах предприятия в банке, ценных бумаг, нематериальных фондов собственности (патенты, лицензии и другое), доходов или прибыли, полученных в результате реализации продукции и оказания различных услуг.
Их стоимостная оценка характеризует уровень и масштабы развития экономики предприятия. Последнее зависит от многих факторов: от умения найти оптимальные пропорции между ресурсным обеспечением, количеством и качеством выпускаемой продукции, с одной стороны, и объемом продаж, доходов от ее реализации и прибылью, с другой стороны.
Характер и степень эффективности реализации этих факторов зависят от воздействия и учета внешних и внутренних условий развития предприятия. К внешним условиям относится рыночная система хозяйствования.
В конечном итоге, функционирование предприятий в условиях рынка предполагает поиск и разработку каждым из них собственного пути развития. Иными словами, чтобы не только удержаться, но и развиваться в рынке, предприятие должно улучшать состояние своей экономики: иметь всегда оптимальное соотношение между затратами и результатами производства; изыскивать новые формы приложения капитала, находить новые, более эффективные способы, доведения продукции до покупателя, проводить соответствующую товарную политику и т.д.
Это должно сочетаться с полным использованием внутренних факторов развития производства, которые по своему содержанию и назначению довольно многочисленны.
В частности, в принятии решения "что и сколько производить?" большое значение имеет знание средних издержек производства на единицу продукции.
Однако этого недостаточно. Чтобы решить, до каких пределов следует увеличивать масштабы производства, необходимо знание предельных издержек (себестоимости). Дело в том, что с ростом масштабов производства, вызванного дополнительным приобретением средств производства, себестоимость единицы продукции снижается. Но это снижение не может быть беспредельным, наступает момент, когда она начинает расти. Это и есть предельная себестоимость.
Иными словами, надо формировать такие издержки, которые дают наилучший результат. На практике это означает получение как можно большей прибыли.
В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеются три основных источника получения прибыли:
первый - за счет монопольного положения предприятия по выпуску продукции;
второй - связан непосредственно с производственной и коммерческой деятельностью (подавляющее число предприятий). Величина прибыли в данном случае зависит от правильной производственной направленности (выбор продуктов, пользующихся высоким и стабильным спросом); от степени конкурентоспособности продукции (цена, сроки поставки, обслуживание и т.д.); объемов выпускаемой продукции и, наконец, от структуры снижения издержек производства;
третий - от инновационной деятельности.
Стремление предприятий к получению прибыли напрямую связано с системой налогов, которыми облагается прибыль предприятия, и их размером. Французский философ М.Монтескье по этому вопросу сказал: "Ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которая у них остается". Иными словами, размер налога должен стимулировать предприятия к расширению производственной деятельности.
На величину прибыли влияет и характер формирования цен и их регулирование со стороны государства.
Эффективность функционирования предприятия и его экономический рост во многом зависят от совершенства управления и организации всех сторон его деятельности. Само по себе использование того или иного фактора вне связи с другими еще не означает, что будет обеспечено должное экономическое и техническое развитие предприятия. Нужна интеграция всех факторов. Эта функция принадлежит управлению производством в условиях рыночных отношений.
Требования к управлению условно можно выразить так: знает - может - хочет - успевает. Достаточно отсутствия одного из элементов, и система рушится. Однако чтобы выполнить эти требования, управление должно иметь свою собственную внутреннюю содержательную организацию.
Характерными чертами рыночных отношений является вовлечение в сферу их интересов не только крупного бизнеса, но и огромного количества предпринимателей, частных собственников, с одной стороны, и динамичность протекания хозяйственных процессов - с другой. Это и предопределило необходимость изучения коммерческой и предпринимательской деятельности, особенностей ее проявления в различных видах бизнеса, организации малых предприятий. Конечно, нет и нельзя найти единого рецепта на все случаи жизни и ответа на вопрос: как правильно хозяйствовать?
Но вместе с тем мировая практика работы процветающих фирм и компаний выработала некоторые общие подходы по реализации эффективной хозяйственной деятельности.
В то же время нельзя механически переносить на российскую почву опыт работы фирм развитых стран. Необходима его адаптация с учетом традиций и менталитета российских хозяйственников.
Предлагаемое вниманию читателей учебное пособие состоит из пяти разделов. Первый раздел посвящен раскрытию основ функционирования предприятия в системе национальной экономики.
Успешное ведение экономики предприятия во многом зависит от его ресурсного обеспечения и характера использования основного и оборотного капитала, рабочей силы. Этим вопросам посвящен второй раздел пособия.
В третьем разделе рассматриваются экономический механизм деятельности предприятия и прежде всего вопросы стратегии развития предприятия, планирования, обеспечения конкурентоспособности предприятия, его ценовой политики.
Успешное ведение экономики предприятия в условиях рыночных отношений предполагает использование предпринимательских подходов, в основе которых лежат поиск и реализация инноваций, нетривиальных решений поставленных задач. В этой связи в четвертом разделе учебного пособия рассмотрены сущность и виды предпринимательства, инновационная и инвестиционная деятельность предприятия, содержание и порядок составления бизнес-плана.
Рациональность использования ресурсов, применение современных методов работы сказываются на результатах деятельности предприятия. Поэтому в пятом разделе книги рассматриваются такие экономические категории, как издержки, доход, прибыль, рентабельность, анализируются показатели оценки хозяйственной деятельности предприятия и состояния баланса.
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. Предприятие в системе национальной экономики