Бизнес-планы являются основой внутрифирменного планирования.


Точка безубыточности определяется по формуле:
Таблица 12.2. План доходов и расходов

Доходы и расходы

Месяцы

1
2
3
4
5




12

Доходы от продаж















Себестоимость реализованной продукции















Валовая прибыль















Эксплуатационные издержки, всего















В том числе:















заработная плата















амортизация















Остаток прибыли до уплаты налогов















Налоги















Чистая прибыль
















Следующим шагом является подготовка кассового плана (или, иначе, плана движения денежных средств) (табл. 12.3).

Таблица 12.3. Кассовый план

Поступления и расходы

Месяцы

1
2



10
11

12

Начальный кассовый баланс













Кассовый приход:
наличность от продаж
Платежи по продажам в кредит
Займы












Общая располагаемая наличность













Расход наличных средств:
на закупку материалов
на заработную плату на административно-управленческие расходы













Баланс наличности в конце месяца














Важно спрогнозировать движение кассовой наличности помесячно для первого года операций и поквартально, по крайней мере, для двух лет, детально выделив величину и время ожидаемых приходов и расходов; определить потребности и сроки дополнительного финансирования и указать максимум в потребном оборотном капитале, а также показать, каким образом должно быть получено дополнительное финансирование (через акционерное финансирование, банковские займы, по линии краткосрочного банковского кредита), на каких условиях, как должны выплачиваться заемные средства.
И, наконец, третий документ балансовый план (табл. 12.4). К его составлению приступают после составления плана доходов и расходов и кассового плана, которые используются при подготовке балансового плана (или балансовой ведомости).
Балансовая ведомость характеризует финансовые условия предприятия к определенной дате. Она детально представляет элементы собственности данного предприятия (активы) и величину обязательств (пассивы). Она также показывает чистую стоимость предприятия и ее ликвидность (превращаемость в наличные деньги).

Этот документ необходимо составлять на 34 года вперед.
В заключение данного раздела следует дать оценку по основным финансовым показателям деятельности предприятия:
а) чистый доход к продажам. Этот показатель получается делением прибыли после уплаты налогов на объем продаж за год;
б) текущий коэффициент состояния активов и пассивов фирмы. Это текущие активы, деленные на текущие обязательства. Большинство предприятий рассматриваются как финансово здоровые, когда этот показатель равен 2 или выше;
в) рентабельность. Это чистая прибыль, деленная на инвестированный капитал.

Порядок разработки бизнес-плана
Если законченный вариант бизнес-плана должен начинаться с резюме, то процесс его разработки обычно резюме завершается. Главное здесь правильное формулирование целей бизнес-плана, количественных и качественных, финансовых и нефинансовых, а также их обоснование при помощи соответствующего маркетингового исследования, результаты которого смогли бы подтвердить обоснованность сделанных оценок, исходных финансовых показателей, прежде чем проводить какие-либо финансовые расчеты.

Таблица 12.4. Балансовая ведомость _______, 19__г.

Активы
Текущие активы:
Наличность
Запасы
Принятые счета

Всего текущих активов


Фиксированные активы:
Земля
Сооружение
Оборудование


Всего фиксированных активов


Накопленная амортизация


Неосязаемые активы:
Владение патентами
Другие неосязаемые активы


Всего неосязаемых активов


Всего активов


Пассивы
Текущие пассивы:
Счета, предъявляемые к платежу
Векселя, предъявляемые к платежу


Всего текущих пассивов


Фиксированные пассивы:
Долгосрочные займы
Закладные


Всего фиксированных пассивов


Всего пассивов


Структура капитала:
Капитал собственников
Другие акционеры


Всего капитала



Выводы


1. Предприятие определяет цели развития и функционирования на конкретный период времени, а также способы использования средств для достижения поставленных целей, т.е. разрабатывает хозяйственную стратегию.
2. Хозяйственная стратегия формируется под влиянием внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на деятельность предприятия. Можно выделить стратегию минимизации издержек производства; увеличения доли рынка сбыта,разработки и освоения производства изделий и услуг, не имеющих аналогов на рынке; создания новых рынков и отраслей промышленности, а также другие производственные стратегии.


3. Основой разработки хозяйственной стратегии является стратегическое планирование.
Главная задача стратегического планирования определение структуры, объемов, направлений капитальных вложений, исходя из конечных финансовых и рыночных целей предприятия.
4. При стратегическом планировании, прежде всего, анализируется состояние, тенденции и степень влияния внешней среды (т.е. экономика, политика, рынок, технология, конкуренция, международное положение и социальное поведение общества, региона и т.д.), затем осуществляется внутрифирменное планирование; составляются прогнозы сбыта.
5. Для разработки прогнозов сбыта используют различные методы: опрос руководителей различных отделов и служб предприятия; обобщение оценок торговых агентов предприятия; прогнозирование на базе прошлого оборота; анализ тенденций, циклов и факторов, влияющих на объем сбыта; корреляционный анализ; метод стандартного распределения вероятностей; прогнозирование доли рынка; анализ конечного использования, ассортимента товаров; пробный маркетинг.
6. Товарная стратегия предприятия предполагает решение таких проблем, как оптимизация ассортимента производимых изделий, определение темпов обновления продукции в целом и по отдельным ее видам, исходя из анализа состояния и тенденций развития спроса и предложения.
7. Производственная программа система плановых заданий по выпуску продукции установленной номенклатуры ассортимента и качества.
8. Производственная мощность предприятия (цеха, участка) характеризуется максимальным количеством продукции соответствующего качества и ассортимента, которое может быть произведено в единицу времени при полном использовании основных производственных фондов в оптимальных условиях их эксплуатации. Определяется проектная, плановая и фактическая производственная мощность, а также коэффициент использования производственных мощностей.
На производственную мощность оказывают влияние технические, организационные, экономические и социальные факторы.
9. При перспективном проектировании развития мощностей предприятия применяется балансовый метод, при котором определяются задания по приросту и вводу в действие производственных мощностей, а также их выбытие и замена.
10. Бизнес-планы являются основой внутрифирменного планирования. Они разрабатываются для отделов, подразделений, филиалов, конкретных проектов по освоению новых видов продукции или расширению производства и другим видам деятельности предприятия.

Термины и понятия


Хозяйственная стратегия
Товарная стратегия
Производственная программа
Производственная мощность
Бизнес-план


Вопросы для самопроверки


1. Какие существуют виды стратегий предприятия?
2. Каковы основные принципы и этапы разработки хозяйственной стратегии предприятия?
3. В чем состоят цели и задачи товарной стратегии?
4. Какие методы используются при разработке программы сбыта?
5. Что такое товарный ассортимент? Каковы технологии его планирования?
6. Как определяются объемы производства и реализации продукции?
7. Как рассчитывается оптимальный объем производства?
8. Как определяется производственная мощность предприятия, цеха, участка?
9. Каковы основные этапы разработки бизнес-плана? В чем состоят их особенности?




Содержание раздела