Себестоимость продукции - синтетический, обобщающий показатель, характеризующий все стороны деятельности предприятия, а также отражающий эффективность его работы.
В себестоимость продукции включают следующие затраты:
Существует следующая классификация издержек:
1) по степени однородности
- элементные (однородные по составу и экономическом содержанию - материальные затраты, оплата труда, отчисления от нее, амортизационные отчисления и др.);
- комплексные (разные по составу, охватывающие несколько элементов затрат - например, затраты на содержание и эксплуатацию оборудования);
2) по связи с объемом производства
- постоянные (их общая величина не зависит от количества изготовленной продукции, например, затраты на содержание и эксплуатацию строений и сооружений);
- переменные (их общая сумма зависит от объема изготовленной продукции, например, затраты на сырье, основные материалы, комплектующие). Переменные затраты в свою очередь можно подразделить на пропорциональные (изменяются прямо пропорционально объему производства продукции) и непропорциональные;
3) по способу отнесения затрат на себестоимость отдельных изделий
- прямые (непосредственно связаны с изготовлением определенных изделий и относятся на себестоимость каждого из них прямым путем);
- косвенные (связанные с производством нескольких видов изделий, их распределяют между ними по какому-либо признаку).
Следует также различать общие затраты (на весь объем продукции за определенный период) и затраты на единицу продукции.
Сумма первых семи статей образует цеховую себестоимость, девяти - производственную, и всех статей - полную себестоимость продукции.
Структура себестоимости по калькуляционным статьям показывает: соотношение затрат в полной себестоимости продукции, что израсходовано, куда израсходовано, на какие цели направлены средства. Она позволяет выделить расходы каждого цеха или подразделения предприятия.
К факторам, обеспечивающим снижение себестоимости, относятся:
4. Определение точки безубыточности Эффективному управлению экономическими и финансовыми результатами производственно-хозяйственной деятельности организации способствует использование методологии анализа точки безубыточности производства, в основе которой лежит идея разделения издержек на постоянные и переменные.
Методология анализа точки безубыточности служит для ответа на вопрос: сколько единиц продукции или услуг должно продать предприятие, чтобы возместить свои постоянные издержки. Предполагается, что цены должны быть достаточно велики, чтобы скомпенсировать все прямые (переменные) затраты и оставить так называемую «контрибуционную маржу» на покрытие постоянных затрат и на прибыль.
После того как будет продано количество единиц продукции, достаточное для того, чтобы возместить постоянные или периодические затраты, каждая дополнительно проданная единица продукции будет приносить дополнительную прибыль сверх переменных затрат. При этом величина прироста этой прибыли зависит от соотношения постоянных и переменных затрат в структуре издержек организации.
Как только объем проданной продукции достигает минимального количества, достаточного для покрытия переменных затрат, организация получает прибыль, которая начинает расти быстрее, чем рост объема продукции. Такой же эффект имеет место в случае сокращения объемов производства, то есть темпы снижения прибыли и увеличения убытков опережают темпы уменьшения объемов продаж.
Методология анализа точки безубыточности позволяет разработать и применить в организации концепцию экономического («операционного») рычага.
Понятие рычага возникает тогда, когда в затратах организации имеются стабильные элементы, не находящиеся в прямой зависимости (в определенных пределах) от объемов выполняемых работ. В результате прибыль повышается или снижается быстрее, чем происходят изменения в объемах производства.
Необходимо определить воздействие на прибыль (J) изменений в объемах реализации готовой продукции (V). Элементами, которые определяют соотношение между этими переменными, являются: цена единицы продукции (P), переменные затраты на единицу продукции (C) и постоянные затраты (F).
Должно быть соблюдено равенство:
Vкр * P = F + Vкр * C.
Vкр = |
F |
P C |
Отсюда прибыль равна:
J = VP (VC + F) или J = V(P C) F.
Последняя формула показывает, что величина прибыли зависит от количества реализованных единиц продукции, разности между ценой единицы продукции и величиной приходящихся на нее переменных затрат, т.е. суммы, направляемой на покрытие постоянных затрат, и величины постоянных затрат.