В себестоимость продукции включают затраты


Себестоимость продукции - синтетический, обобщающий показатель, характеризующий все стороны деятельности предприятия, а также отражающий эффективность его работы. 
В себестоимость продукции включают следующие затраты: 

  • на подготовку производства и освоение выпуска новых видов продукции, пусковые работы; 
  • исследование рынка; 
  • непосредственно связанные с производством продукции, обусловленные технологией и организацией производства, включая расходы на управление; 
  • на совершенствование технологии и организации производственного процесса, а также улучшение качества изготавливаемой продукции; 
  • на сбыт продукции (упаковка, транспортировка, реклама, хранение и др.); 
  • набор и подготовку кадров; 
  • другие денежные расходы предприятия, связанные с выпуском и реализацией продукции. 


Существует следующая классификация издержек:
1) по степени однородности
- элементные (однородные по составу и экономическом содержанию - материальные затраты, оплата труда, отчисления от нее, амортизационные отчисления и др.);
- комплексные (разные по составу, охватывающие несколько элементов затрат - например, затраты на содержание и эксплуатацию оборудования);
2) по связи с объемом производства
- постоянные (их общая величина не зависит от количества изготовленной продукции, например, затраты на содержание и эксплуатацию строений и сооружений);
- переменные (их общая сумма зависит от объема изготовленной продукции, например, затраты на сырье, основные материалы, комплектующие). Переменные затраты в свою очередь можно подразделить на пропорциональные (изменяются прямо пропорционально объему производства продукции) и непропорциональные;
3) по способу отнесения затрат на себестоимость отдельных изделий
- прямые (непосредственно связаны с изготовлением определенных изделий и относятся на себестоимость каждого из них прямым путем);
- косвенные (связанные с производством нескольких видов изделий, их распределяют между ними по какому-либо признаку). 
Следует также различать общие затраты (на весь объем продукции за определенный период) и затраты на единицу продукции. 


Смета затрат на производство - это затраты предприятия, связанные с основной деятельностью, за определенный период независимо от того, относятся они на себестоимость продукции в этом периоде или нет.
Поэтому смета затрат на производство и себестоимость всего объема продукции часть не совпадают. 
Смета затрат на производство характеризует всю сумму расходов предприятия в разрезе экономически однородных элементов. В промышленности принята следующая группировка затрат по экономическим элементам. 
1. Материальные затраты включают расходы на:
- сырье и материалы (за вычетом стоимости возвратных отходов по цене их возможного использования или реализации);
- покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты;
- вспомогательные материалы; 
- топливо и энергия, расходуемые на технологические или хозяйственные нужды;
- производственные услуги сторонних предприятий, а также своих хозяйств, не относящихся к основной деятельности, и некоторые другие расходы. 
2. Затраты на оплату труда включают расходы на оплату труда штатного и внештатного промышленно-производственного персонала предприятия, включая премии, стимулирующие и компенсационные выплаты. 
3. Отчисления на социальные нужды - отчисления во внебюджетные социальные фонды (ПФ, ФСС, ФОМС) по установленным нормам от затрат на оплату труда. 
4. Амортизация основных фондов - затраты, равные сумме амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов, включая ускоренную амортизацию.
5. Прочие затраты, не вошедшие в ранее перечисленные элементы затрат (налоги, сборы, отчисления в специальные фонды, оплата услуг связи, вычислительных центров, затраты на командировки, страхование имущества, вознаграждения за изобретательство и рационализаторство, оплата работ по сертификации продукции, арендная плата и другие). 
Смета затрат на производство группирует издержки по элементам затрат независимо от места их возникновения, показывает их ресурсную структуру, что очень важно для анализа факторов, влияющих на снижение себестоимости продукции. 


3. Калькулирование себестоимости При определении себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг) используется группировка затрат на единицу продукции по статьям калькуляции, необходимая в процессе ценообразования на разные виды изделий (продукции), расчета их рентабельности, анализа затрат на производство одинаковых изделий с конкурентами и т.д. 
Различают плановые и фактические калькуляции.  Главный объект калькулирования - готовые изделия (продукция), предназначенные для отпуска за пределы предприятия. 
Перечень статей калькуляции, их состав и методы распространения затрат по видам продукции (работ, услуг) определяются отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) с учетом характера и структуры производства. 
На большинстве предприятий промышленности принята следующая типовая (приблизительная) номенклатура калькуляционных статей затрат:

  1. сырье и материалы, возвратные отходы вычитаются;
  2. энергия технологическая;
  3. основная заработная плата производственных рабочих;
  4. дополнительная заработная плата производственных рабочих;
  5. отчисления на социальные нужды с основной и дополнительной заработной платы производственных рабочих;
  6. содержание и эксплуатация машин и оборудования;
  7. цеховые (общепроизводственные) расходы; 
  8. общехозяйственные расходы;
  9. подготовка и освоение производства;
  10. внепроизводственные расходы (на маркетинг и сбыт). 


Сумма первых семи статей образует цеховую себестоимость, девяти - производственную, и всех статей - полную себестоимость продукции. 
Структура себестоимости по калькуляционным статьям показывает: соотношение затрат в полной себестоимости продукции, что израсходовано, куда израсходовано, на какие цели направлены средства. Она позволяет выделить расходы каждого цеха или подразделения предприятия. 
К факторам, обеспечивающим снижение себестоимости, относятся:

  • экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве, - трудовых и материальных;
  • повышение производительности труда, снижение потерь от брака и простоев;
  • улучшение использования основных производственных фондов;
  • применение новейшей технологии;
  • сокращение расходов по сбыту продукции;
  • изменение структуры производственной программы в результате ассортиментных сдвигов;
  • сокращение затрат на управление и другие факторы. 


4. Определение точки безубыточности Эффективному управлению экономическими и финансовыми результатами производственно-хозяйственной деятельности организации способствует использование методологии анализа точки безубыточности производства, в основе которой лежит идея разделения издержек на постоянные и переменные.
Методология анализа точки безубыточности служит для ответа на вопрос: сколько единиц продукции или услуг должно продать предприятие, чтобы возместить свои постоянные издержки. Предполагается, что цены должны быть достаточно велики, чтобы скомпенсировать все прямые (переменные) затраты и оставить так называемую «контрибуционную маржу» на покрытие постоянных затрат и на прибыль.
После того как будет продано количество единиц продукции, достаточное для того, чтобы возместить постоянные или периодические затраты, каждая дополнительно проданная единица продукции будет приносить дополнительную прибыль сверх переменных затрат. При этом величина прироста этой прибыли зависит от соотношения постоянных и переменных затрат в структуре издержек организации.
Как только объем проданной продукции достигает минимального количества, достаточного для покрытия переменных затрат, организация получает прибыль, которая начинает расти быстрее, чем рост объема продукции. Такой же эффект имеет место в случае сокращения объемов производства, то есть темпы снижения прибыли и увеличения убытков опережают темпы уменьшения объемов продаж.
Методология анализа точки безубыточности позволяет разработать и применить в организации концепцию экономического («операционного») рычага.
Понятие рычага возникает тогда, когда в затратах организации имеются стабильные элементы, не находящиеся в прямой зависимости (в определенных пределах) от объемов выполняемых работ. В результате прибыль повышается или снижается быстрее, чем происходят изменения в объемах производства.

Необходимо определить воздействие на прибыль (J) изменений в объемах реализации готовой продукции (V). Элементами, которые определяют соотношение между этими переменными, являются: цена единицы продукции (P), переменные затраты на единицу продукции (C) и постоянные затраты (F).
Должно быть соблюдено равенство:
Vкр * P = F + Vкр * C.


Vкр =
F
P C


Отсюда прибыль равна:
J = VP (VC + F) или J = V(P C) F.
Последняя формула показывает, что величина прибыли зависит от количества реализованных единиц продукции, разности между ценой единицы продукции и величиной приходящихся на нее переменных затрат, т.е. суммы, направляемой на покрытие постоянных затрат, и величины постоянных затрат.



Содержание раздела