Натуральные и стоимостные показатели: плановый выпуск продукции. В производственной программе этот показатель указывается как в стоимостном, так и в натуральном выражении. Натуральные измерители зависят от специфики выпускаемой продукции, поэтому она может быть указана в погонных метрах, м3, штуках, кг, т, секциях и других единицах, а также в условных.
Объем реализуемой и товарной продукции показывается в действующих оптовых ценах предприятия, в сопоставимых ценах и в оптовых ценах отчетного периода.
Продукция, отправляемая на экспорт, показывается в конвертируемой инвалюте с последующим пересчетом в рубли в соответствии с действующим курсом. Такая стоимостная оценка необходима не только для планирования производственной программы, но и для анализа ее выполнения.
Финансовый план является, по сути, заключительным разделом плана экономического и социального развития предприятия, так как в нем отражаются конечные финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия.
Финансовый план состоит из двух разделов:
I. Доходы и поступления средств; II. Расходы и отчисления средств.
Раздел I содержит такие показатели:
1. Прибыль от реализации продукции, работ, услуг.
2. Прибыль от прочей реализации (основных средств, других активов).
3. Планируемые внереализационные доходы, в том числе:
доходы от долевого участия в уставном капитале других предприятий;
доходы, полученные по ценным бумагам;
доходы от хранения денежных средств на депозитных счетах в банках и других финансово-кредитных учреждениях, доходы от сдачи имущества в аренду.
4. Амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов и по нематериальным активам.
5. Поступление средств от других предприятий, в том числе:
в порядке долевого участия в строительстве;
по хоздоговорам на научно-исследовательские работы.
6. Поступления из внебюджетных фондов.
7. Прочие доходы.
Раздел II содержит показатели:
1. Налоги, уплачиваемые из прибыли (по видам налогов).
2. Распределение чистой прибыли, в том числе:
на накопление (по направлениям использования);
Последняя страница резюме должна быть посвящена финансовым результатам, ожидаемым от проекта. После этого излагаются основные разделы бизнес-плана. Перечислим основные из них:
в первом разделе, как правило, описываются товар или услуга, ради производства которых задумывался весь проект;
во втором оценивается рынок сбыта товаров;
в третьем анализируется информация о своих возможных конкурентах: их товар, качество продукции, примерные цены и условия продажи.
в четвертом рассматривается план маркетинга. Этот план, кстати, представляет собой самостоятельный, чрезвычайно важный документ для внутрифирменного пользования. К основным элементам плана маркетинга относятся: схема распространения товаров, ценообразование, реклама, методы стимулирования продаж, организация послепродажного обслуживания клиентов (для технических товаров), формирование общественного мнения о фирме и товарах;
в пятом рассматривается план производства. Главная задача здесь доказать, что фирма в состоянии производить нужное количество товаров требуемого качества;
в шестом рассматривается организация: надо указать, с кем будет организовано дело и как планируется наладить работу персонала;
в седьмом рассматриваются правовые аспекты фирмы, в частности организационно-правовые формы хозяйствования;
в восьмом освещаются оценка, прогнозирование и управление разного рода рисками, т.е. что нужно сделать, чтобы эти риски свести к минимуму;
в девятом рассматривается финансовый план, который как бы обобщает все предыдущие разделы и представляет их в стоимостном выражении (прогноз объемов реализации, баланс денежных расходов и поступлений, таблица доходов и затрат, баланс активов и пассивов предприятия, график достижения безубыточности);
в десятом разделе, который называют «стратегия финансирования», определяются средства, необходимые для финансирования проекта, источники их получения, срок окупаемости затрат.
Такова примерная структура бизнес-плана, которая излагается во многих отечественных учебниках.
Контрольные вопросы
1. Почему возрастает роль прогнозирования и планирования на предприятии в условиях рыночных отношений?
2. Какова сущность основных принципов планирования?
3. Какие вы знаете методы планирования и в чем заключается их сущность?
4. Из каких разделов состоит план экономического и социального развития предприятия и каково их примерное содержание?
5. Что такое бизнес-план и в каких случаях он разрабатывается на предприятии?
6. Каковы сущность производственной программы предприятия и основные принципы ее разработки?
7. Что собой представляет финансовый план предприятия?