Кроме того, проводимая МГИ России инвентаризация федеральных учреждений и предприятий показала, что в результате многочисленных реорганизаций и ликвидаций некоторых министерств и ведомств, многие вышестоящие органы государственной исполнительной власти потеряли контроль над предприятиями, уставы которых не приведены в соответствие с Гражданским кодексом, а имущество этих предприятий стало полностью подвластно администрации этих предприятий без участия вышестоящих органов.
Министерства и ведомства в настоящее время зачастую не имеют перечня подведомственных им предприятий, не ведут учет приватизируемого имущества. Финансово-хозяйственная деятельность подведомственных предприятий не анализируется в полной мере отраслевыми министерствами и ведомствами, а значит не контролируется, как, впрочем, и контракты с руководителями.
В результате чего подведомственные предприятия самостоятельно распоряжаются федеральным имуществом, зачастую в ущерб федеральным интересам.
Так, например, в результате проверок только по г. Москве было выявлено, что:
Без федерального контроля остаются предприятия, учрежденные федеральными предприятиями на основе Закона СССР “О государственном предприятии (объединении)”. После приватизации предприятий-учредителей они теряют контроль над ими же созданными предприятиями, а у министерств и ведомств зачастую отсутствует информация о таких хозяйствующих субъектах. Приватизация таких структур проводилась по инициативе трудовых коллективов, а в случае ее отсутствия – предприятия, являющиеся федеральными по форме собственности, по сути становились бесхозными, а фактически – вотчиной недобросовестных руководителей.
Так, например, Специализированное строительное объединение (ССО) “Интернефтегазстрой” Минтопэнерго России и совхоз “Звенигородский” Московской области Минсельхозпрода России учредили и зарегистрировали предприятие “Агроинтер”. Предприятия-учредители приватизировались, а учрежденное предприятие вышло из под их контроля и не попало под контроль государства. С 1989 г. по настоящее время устав предприятия не пересматривался.
№№ |
Ведомство |
Количество объектов, шт. |
Общая площадь объектов, тыс. кв. м |
Минздрав России |
10 |
около 98,0 |
|
Минэкономики России |
11 |
127,2 |
|
Минобороны России |
6 |
30,0 |
|
Миннауки России |
2 |
более 50,0 |
|
МПС России |
4 |
63,84,0 |
|
УД Президента России |
3 |
||
МЧС России |
1 |
||
Роспатент |
2 |
более 20,0 |
|
Госкомпечать России |
4 |
около 80,0 |
|
Госстандарт России |
3 |
4,0 |
|
МВД России |
1 |
||
Госкомспорт России |
1 |
3,5 |
|
Роскартография |
1 |
4,0 |
|
ФАПСИ |
1 |
10,0 |
|
Госкомсязи России |
1 |
10,72 |
|
Госатомнадзор России |
1 |
10,0 |
|
Государственная служба речного флота России |
1 |
2,0 |
|
Госстрой России |
1 |
10,0 |
|
РАМН |
7 |
более 100,0 |
|
РАН |
13 |
515,0 |
В настоящее время практически завершена совместная работа с Минэкономики России по согласованию Перечня объектов незавершенного строительства, финансирование которых будет осуществляться в 1999 году из федерального бюджета.
Кроме того, в процессе работы по г. Москве было выявлено 9 объектов, балансодержатели которых представили документы, подтверждающие наличие как бюджетных, так и внебюджетных источников финансирования. Общий объем необходимого финансирования указанных объектов составляет на сегодняшний день около 700 млн. руб.
2. В случае отсутствия необходимости и целесообразности завершения строительства объекта, балансодержателю предлагается выставить объект на торги с целью продажи.
Часть балансодержателей г. Москвы уже согласилась с целесообразностью продажи своих объектов и с ними проводится работа по предпродажной подготовке объектов недвижимости. В случае продажи указанных объектов в бюджет по оценке экспертов поступит около 30 млн. руб.
Кроме того, в настоящее время МГИ России ведется предпродажная подготовка 8 незавершенных строительством объектов различной степени готовности, находящихся в различных регионах Российской Федерации. По предварительным оценкам общая стоимость указанных объектов составит около 20 млн. руб.
В этой работе необходима помощь министерств и ведомств в составлении перечней незавершенных строительством объектов, подлежащих дальнейшей реализации.
В этой связи возникает вопрос об арендных отношениях. В настоящее время ситуация может быть охарактеризована следующими фактами:
Анализ структуры доходов от сдачи федерального недвижимого имущества в аренду по результатам инвентаризации за 1997-1998 гг. показывает следующее.
В 1997 году проинвентаризированными учреждениями в федеральный бюджет было перечислено лишь 40% средств от общей суммы доходов, полученных от сдачи указанными учреждениями в аренду закрепленных за ними площадей.
В целом, общая сумма доходов составила около 0,5 млрд. рублей. При этом примерно 45% этих доходов остается в распоряжении федеральных учреждений, в т. ч. из общей суммы остающихся доходов около 30% остается в распоряжении образовательных учреждений, которым в 1997 году было предоставлено такое право в соответствии с федеральными законами “Об образовании” и “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”.