Чек денежный документ установленной формы, содержащий безусловный приказ владельца счета в кредитном учреждении о выплате держателю чека указанной суммы. Чековому обращению предшествует договор м/у клиентом кредитного учреждения и этим учреждением об открытии на сумму внесенных средств или предоставленного кредита счета. Клиент на эту сумму выставляет чеки, а кредитное учреждение их оплачивает.
В чековом обращении участвуют: чекодатель (владелец счета), чекополучатель (кредитор чекодателя) и плательщик по чеку (кредитное чекодателя) и плательщик по чеку (кредитное учреждение).
Различают 3 основных вида чеков:
3. Ордерный на определённое лицо, но с правом передачи посредством индоссамента на обороте документа.
Электронные деньги - быстрое расширение чекового обращения после второй мировой войны потребовало изменения форм платежей. НТП и развитие ЭВМ обеспечили создание в передовых зарубежных странах автоматизированных электронных установок для обработки чеков и ведения текущих счетов. Электронные устройства и система связи для осуществления кредитных и платёжных операций посредством передачи электронных сигналов без участия бумажных носителей способствовали электронных денег.
С их помощью происходит подавляющаяся часть межбанковских операций.
Внедрение ЭВМ в кредитных учреждениях создало условия для замены чеков кредитными карточками. Это по существу не деньги, а средство получения краткосрочной ссуды в кредитном учреждении. Выпускаются они кредитными учреждениями на базе счета клиента в форме пластиковой карточки с нанесенной на ней встроенной микросхемой.
За рубежом кредитные карточки применяются в розничной торговле и в сфере услуг.
Функции денег Кыргызской Республики.
Деньги определены как средство осуществления оплаты за товары и услуги, как средство измерения стоимости и как средство накопления. И в этой главе начнем с более детального объяснения функций денег.
Одним из важных функций денег является деньги как средство обращения. Когда деньги используется как средство осуществления оплаты за товары и услуги, мы говорим, что они используются в качестве средства. Значение денег как средства обращения трудно преувеличивать, поскольку они позволяют уйти от бартерной формы торговли.
Громоздкий процесс бартера приводит к тому, что человек, желающий купить картофель и продать капусту, вынужден объединять акты покупки и продажи. Этому человеку придётся искать того, кто хочет продать картофель и купить капусту. Замена бартера денежным обменом отделяет акт продажи от акта покупки.
Если существуют деньги, то продавец капусты должен лишь найти того, кто хочет купить его капусту. Получив деньги, и продавец капусты может покупать всё, что силу вздумается.
Функцию средства обращения в основном выполняют монеты и деньги. Спрос на деньги для совершения сделок в первую очередь зависит от таких факторов, как отведенное для покупок, частота выплаты заработной платы, время, отведённое для уплаты по счетам, регулярность предъявления этих счетов к оплате и доступность заёмных денежных средств. Например, чем больше объем покупок и чем реже оплачивается труд того или иного человека, тем больше средняя величина денежного баланса, необходимого ему для осуществления его финансовых операций.
Замена механизма бартерных сделок механизмом, использующим деньги как средство обращения, проводит к снижению издержек обращения. Денежный обмен требует гораздо меньших усилий и времени, чем бартер. Снижая издержки обращения, деньги стимулировали развитие специализации и торговли и таким образом, способствовали общему росту благосостояние общества.
Хотя использование денег обычно снижает издержки совершения сделок, бартер всё же сохранился, а при некоторых условиях даже возродился в современном мире. Например в странах с исключительно высокими уровнями инфляции торговля с помощью бартера может быть куда более предпочтительной, чем использование наличных денег. Как будет показано далее, при высоких темпах инфляции издержки, связанные с хранением денег для совершения сделок, могут превосходить потери и неудобства бартера.
К таким странам можно отнести и нашу Кыргызскую республику.
Кроме того рационирование ограничивает потребительский выбор.
Когда потребительские товары жёстко рационируются, то вопрос о личных предпочтениях перестаёт быть сколько-нибудь актуальным. Если вы, например не любите кашу, то для вас талоны на крупу имеют не очень большую ценность. В случае же, когда используются деньги, вы можете просто пойти в магазин и купить там всё, что вы сами выберете.
В дополнение к своим функциям средства обращения деньги также выполняют роль меры стоимости. Правительство каждой страны обычно устанавливает свою собственную меру стоимости. В нашей республике мерой стоимости является сом, в США-доллар, в ФРГ марка, в Мексике песо.
С помощью меры стоимости стоимость вещей измеряется масса и длина.
Деньги, как мера стоимости, однородны, что очень важно для вычислений и ведений записей о совершаемых сделках. Выраженная цена в сомах и тыйынах, люди могут сопоставлять и сравнивать стоимости различных
ВВЕДЕНИЕ НАЦ. ВАЛЮТЫ СОМА
10 мая 1993 года Кыргызстан заявил о введении собственной нац. валюты.
Сегодня уверено можно сказать, что сом оправдал наше надежды, крепко стол на ноги и чувствует себя равен среди «мягкий» валют собратьев о содружестве независимых государств.
Каковы те были основные причины введения в Кыгрызстан собственной денежной принципы?
Прежде всего, как и дня других бывших союзных республик, распад СССР пагубно отразился на экономике Кыргызстана, которая, не обладая в достаточной мере сырьевыми ресурсами, во многом зависела от внешней торговли с другими республиками. Так, к началу 1991 года удельный вес внешней торговли в Кыргызстане составлял 45,6% к внутреннему национальному продукту. Для сравнения, доля внешней торговли относительно внутреннего национального продукта составляла в Российской Федерации 22,3%, Казахстане 34,2%, Узбекистане 39,7%.
Причём Кыргызстан экспортировал только 1% из общего объема экспорта в государства дальнего зарубежье в объеме импорта составляла 26%, что было возможно только благодаря наличию централизованных валютных ресурсов СССР. Таким образом, одной из основных причин введения собственной валюты была сложная ситуация с платежным балансом (зависимости от торговли с другими государствами, повышения цен на импортируемые энергоносители).
Но, пожалуй главной причиной введения сома были сложившиеся в то время отношения денежно-кредитных систем бывших союзных республик. Единственным эмитентом наличных рублей (банкнот Госбанка ССР и центрального банка России) оставалось Россия, что приводило к определенной зависимости Национальных банков от Центрального банка России и невозможностью полностью вести самостоятельную денежно-кредитную политику.
1 мая 1992 года Российская Федерация пошла на разделение кредитно-денежной политики, в месте с тем, проводя межгосударственные расчёты только через Национальные банки государств-членов Содружества. Практически это означало введение своей валюты. Вместе с тем Россия по-прежнему оставалось эмитентом, наличных рублей, что ставило Национальные банки других стран рублевой зоны в прямую зависимость от ЦБ России и делало невозможным их самостоятельную кредитно-денежную политику.
Наличие в обращении общих для всех стран рублевой зоны банкнот привело к невозможности защищать экономику Кыргызстана от инфляционных тенденций, возникающих в других государствах СНГ.
Начиная с момента принятия 31 августа 1991 года Декларация о государственной независимости, заложившей правовую и политическую основы для развития демократии и разрешение экономических трудностей страны, в Кыргызстане принимались комплексные меры, направление на стабилизацию экономики и создание рыночной системы. На начальном этапе реформ малой открытой экономике Кыргызстана, освобожденной от централизованного контроля и лишившейся льготных союзных кредитов, необходима была зарубежная помощь. С этой целью ещё в 1992 году был принят Закон «О принятии членства Республики Кыргызстан в Международном валютном фонде, Международном банке реконструкции развития, Международной финансовой корпорации и многостороннем инвестиционном страховом агентстве».
В тот же период для усиления законодательной базы был принят ряд законов, в том числе законы «О национальном банке Республики Кыргызстан» и «О банках и банковской деятельности в Республике Кыргызстан».