за счет наращивания внутреннего и внешнего государственных долгов.
Какие есть пути снижения дефицита бюджета и какие цели здесь реальны?
Реальность такова, что в ближайшей перспективе мы не сможем добиться бездефицитного бюджета, но мы можем ставить задачу снижения бюджетного дефицита до уровня 4-5 % ВНП, что считается вполне нормальным пределом в соответствии с современной экономической теорией и подтверждается практикой многих стран мира.
Если же говорить о путях снижения бюджетного дефицита, то следовало бы начать с того, что нам необходимо ввести режим строжайшей экономии денежных средств во всех сферах, урезать все государственные расходы и начать с сокращения расходов на бюрократические структуры управления.
Но здесь я особо хотел бы остановиться на взаимоотношениях государства и предприятий.
Развитие производства в рыночной экономике основано на свободе цен и заработной платы при государственном контроле под совокупными расходами народного хозяйства и денежной эмиссий. Только так возможно создать оптимальное равновесие спроса и предложения, стимулирующее безинфляционный рост производства. Поэтому пришло время и нам разделить финансы государства и предприятий, т.е. отделить затраты предприятий от государственных расходов.
Сегодня же наше государство все еще принимает на себя долги предприятий автоматически оказываются государственным долгом. Это происходит либо путем прямого льготного кредитования производств и взаимных поставок предприятий, либо на базе самовольного накопления взаимных долгов, навязываемых затем для приплаты государству. Более того, рост взаимных неплатежей является корпоративной части директорского корпуса на жесткую денежно-кредитную политику Правительства.
В конечном счете финансовое оздоровление является не самоцелью, а фактором экономического роста. Только разделение финансов предприятий и государств и необходимость зарабатывания на рынке заставят предприятия перепрофилироваться по технологическим цепочкам.
Государство должно целенаправленно и быстро помочь запуску этого процесса, взяв приоритетные конечные отрасли, такие, как сельское хозяйство, пищевую и лёгкую промышленность и т.д.
Крайне важно, чтобы это поняли руководители предприятий, управленческий персонал и немедленно обратились к изучению передового зарубежного опыта управления предприятиями в условиях дефицита финансовых ресурсов, методов снижения издержек производства, поиска новых рынков, обновления товарной номенклатуры, как наращивать производство на кредиты коммерческих банков на нормальных рыночных условиях.
Многие, к сожалению, еще не ведают, откуда берутся кредитные ресурсы. До сих пор мы брали их в странах СНГ, в первую очередь в России, Казахстане и Узбекистане. Наш долг этим странам, зафиксированный в момент перехода к национальной валюте, составил 114 млрд. 251 млн. рублей.
Общая сумма прогнозируемого на 1994 г. отрицательного сальдо торгового баланса со странами СНГ, без учета ожидаемого с 1 января 1994 г. нового повышения цен на нефтепродукты, составляет 1 млрд. 323 млн. сомов! МЫ сегодня живем верой и надеждой, что мы получили на эту сумму кредиты у братских стран СНГ. Но смогут ли они выделить Кыргызстану такие кредиты и в дальнейшем?
Ведь у каждого их них сегодня свои, не менее трудные, чем у нас, проблемы. К тому же кредиты мы получаем в странах СНГ на весьма не льготных условиях. Показатель кредитной безопасности Кыргызстана сегодня составляет 444%, т.е. в 44 раза превышает допустимую грань!
Поэтому Правительству необходимо ввести жёсткие ограничения на величину сальдо в торговле со странами СНГ. Мы обязаны приспосабливать нашу экономику к более низкому уровню притока ресурсов, резко уменьшить дефицит платежного и торгового баланса и строго следить за тем, чтобы не выходить за рамки этих средств. Торговый дефицит составлял в 1989-1999 гг.
На сегодняшний день наиболее важными задачами для Нац. банка КР яв-ся:
- развитие банковской системы, регулирование ден-го обращения, сдерживание инфляции, ускорение расчетов, устранение дефицита банковских услуг, усиление надзора за деятельностью коммерческих банков и др. кредитных учреждений.
В августе на сумму 9,4 млн. долларов, а сентября 9,0 млн. в октября на 5,5 млн., за 2 недели ноября 0,47 млн. долларов, в общей стоимости на сумму 24 млн. долларов, хотя потери резервов прогнозировались в сумме 36,5 млн. долларов.
Во-первых, очень большая проблема с бюджетом - необходимо сделать корректировку приблизительного в 3% ВВП (около 1 млрд. 250 млн. сомов) без этой корректировки невозможно осуществлять экономическую политику. Необходимо сократить расходы и увеличить доходную часть.
Только после корректировки бюджета мы сможем обратиться в международные организации, чтобы получить соответствующую помощь».
Сентябрьские параметры договоренности с МВФ из-за Российского кризиса были нарушены, поэтому пришлось провести дополнительные переговоры. В результате пришли к соглашению, что 50% потерь
1. Журнал «Банковский вестник» - 11, 98 стр. 4
Кыргызстан покроет сам, а 50% МВФ и другие международные финансовые институты.
В III квартале текущего года торговый баланс ухудшился, на то есть веские причины: во первых, в России уровень девальвации достиг 160%, в то время как у нас он составил 30%, то есть реальный эффективный курс рубля значительно ослаб относительно кыргызского сома, это привело к тому, что российские товары стали конкурентоспособными на кыргызском рынке, за счет увеличился импорт из России, в первую очередь, нефтепродуктов. В кризисный момент, казалось бы, должно было уменьшится потребления, однако, этого не произошло. В связи с этим ИБКР предложил ограничить импорт тех товаров, которые не являются инвестиционными составляющими, а носят потребительский характер.
Объявленный Россией мораторий на выплату долгов заканчивается, после которого либо начнется период выплат, либо период блокировки счетов российских банков. Конечно, это сразу сказалось на резком увеличении потребностей в наличных долларах, так как большинство российских экспортеров стали требовать оплату не через банковскую систему России, а наличными долларами США. К этому также подтолкнуло то, что Россия обязала предпринимателей продавать часть своей валютной выручки, ввела спецсессии. т.е. серию различных ограничений, что сделало невыгодным показывать эти средства на валютных счетах.
Нацбанк может фиксировать курс, т.е. формально выполнить задачу стабилизации обменного курса, но в таком случае не будет выполнена программа, разработанная совместно с правительством. Эта программа состоит из 16-18 пунктов, которые предстоит выполнить Правительству и Нацбанку. Свою часть программы Нацбанк практически выполнил, теперь дело за правительством и парламентом. На вопрос о привязке сома к доллару М. Султанов отметил, что такой механизм в мире существует, к примеру, в Аргентине, в Эстонии.
При этом бюджетный дефицит равен нулю. Это обязательное условие.
Выбранный Кыргызстаном валютный режим, позволяет вносить коррективы в экономическую политику. Опасно иметь привязку и допускать просчеты в проведении экономической политики. В свое время страны Юго-Восточной Азии, Латинской Америки имели горький опыт в 60-х годах. Только позже, перестроив внутреннюю структуру, они получили позитивные результаты.
По словам М. Султанова в нынешнем положении добиться бездефицитного бюджета будет трудно.
При любом кризисе есть проигравшие и выигравшие, сейчас обогащаются те, кто держит свои активы в долларах. К положительным сторонам последствий кризиса, к примеру, можно отнести то, что наши производственники смогут повысить свою конкурентоспособность. Но для улучшения положения дел нужно не только стимулировать обменный курс, но и внести изменения в налоговую систему и торговую политику».