Переходный период в России проблемы, достижения и перспективы


Для того чтобы правильно оценить путь, пройденный Россией за последние годы, необходимо отдавать себе отчет в серьезности той ситуации, которая была десять лет назад. Огромная страна, с колоссальной экономикой индустриального типа, ориентированной во многом на производство вооружений и “производство ради производства”, оказалась вовлеченной в процесс глобальных перемен и при этом совершенно не готовой ответить на вызовы времени. Как только "железный занавес" был разрушен, выявилась неадекватность прежних общественных институтов и экономической модели реалиям динамично развивающегося внешнего мира.
Одно из основных противоречий советской системы заключалось в том, что, сформировав образованного человека, ориентированного на постиндустриальные ценности, она не смогла создать соответствующих условий для реализации этих ценностей. Взрыв внутренних экономических, политических, социальных, национальных противоречий привел к полной потере управляемости и политическому развалу Советского Союза.
К 1992г. Россия подошла практически без традиций демократических принципов организации основных институтов государственной власти, а ее экономическая система представляла собой конгломерат устаревших формаций, в который были вплетены лишь отдельные новые элементы. Такая ситуация предопределила глубину постигшего Россию общего системного кризиса.

Новейшая история не знает примера столь кардинальной трансформации такой огромной страны.
Ведь даже странам Центральной и Восточной Европы, в которых социалистический эксперимент длился гораздо меньший срок, возвращение к ценностям демократии и свободного рынка далось очень нелегко. Показателен пример Восточной Германии, в которой экономический подъем начался лишь 10лет спустя после объединения, и прежде всего благодаря огромным инвестициям из западных земель.
За последние годы в России имели место и финансовые катастрофы, и острые внутриполитические конфликты. Но в итоге слабые ростки рыночной экономики и демократии все-таки выстояли и имеют сейчас условия для развития. После финансовой катастрVфы августа 1998г. были опасения краха реформ, неизбежной реставрации мобилизационных методов организации экономики.

Однако в конечном итоге этот кризис дал толчок становлению конкурентного рыночного хозяйства, низвергнув многие финансовые структуры, паразитирующие на "особых связях" с государством.
Прогресс в создании более цивилизованной политической системы, основанной на ценностях гражданского общества, также налицо. В ходе трагических событий октября 1993г., когда законодательная и исполнительная власти выясняли отношения с помощью оружия на улицах Москвы, скатывание России в тоталитаризм казалось неизбежным. Однако с той поры демократия не только выстояла, но даже укрепилась.

Исполнительная и законодательная власти научились находить компромиссы и даже объединять усилия для решения наиболее острых проблем.
Таким образом, за прошедшие годы институты рыночной экономики и демократии достаточно окрепли, чтобы существовать и развиваться самостоятельно, без чрезмерной опеки со стороны власти. Это значит, что трудности и лишения, которые пережило российское общество в последнее десятилетие, не были напрасными. Несмотря ни на что, нам удалось в исторически короткие сроки совершить демонтаж прежней политико-экономической системы, причем при обеспечении преемственности реформ и постепенной консолидации политической элиты страны.
Основные достижения
Главным итогом 90-хгодов является создание основ демократического строя и его сохранение.
Очень важно, что произошла подлинная революция в сознании. Все признают уже значимость частной собственности, и никто не говорит о необходимости тотальной национализации. Все признают важность макроэкономической стабильности, неинфляционной денежной политики, сбалансированного бюджета, близки позиции по налоговой политике, нет непреодолимой пропасти в вопросах внешнеэкономической деятельности.
Начался процесс консолидации политической элиты. Например, если в 1995–1996гг. программы ведущих партий и кандидатов в президенты расходились радикально и были принципиально несовместимы, то теперь этого сказать уже нельзя. Конечно, видение реалий в них существенно различается.



Но программные документы написаны уже в рыночной парадигме, и различия между ними скорее напоминают жаркие дискуссии британских лейбористов и консерваторов рубежа 40–50-хгодов.
Свидетельством сближения позиций стали первые дни работы новой Государственной Думы в январе 2000г. Буквально сразу же выяснилось, что проправительственные силы и коммунисты не имеют серьезных расхождений и легко могут договариваться между собой. Дискуссии, конечно, идут, и весьма острые. Но они, скорее, происходят по принципу "правительство предлагает, оппозиция критикует".

Главное, что во взаимоотношениях правых и левых, исполнительной и законодательной власти практически исчез фактор идеологической конфронтации. У разных фракций есть неодинаковое видение путей выхода из кризиса, но эти противоречия не носят непримиримого характера.
Консолидация политической элиты сопровождалась проведением важных институциональных преобразований и структурных изменений в экономике.
Нам удалось создать основы рыночной экономики, сформировать ее основополагающие институты. Впервые с середины 20-хгодов российский рубль стал ограниченно конвертируемой валютой.
Признавая всю неоднозначность последствий приватизации, следует отметить, что благодаря ей в России сформировался принципиально иной экономический и политический климат. Частная собственность вновь стала легитимной и при ответственной политике властей может дать стране мощный импульс экономического и социального прогресса.
В российской экономике, несмотря на сильный затяжной спад (в течение десяти лет), наметились контуры структурных изменений постиндустриального типа. За этот период доля услуг в валовом внутреннем продукте увеличилась с менее чем одной трети до половины. Например, протяженность междугородных телефонных каналов выросла в 50раз, а уровень обеспечения населения телефонными аппаратами–в трираза.

С конца 1999г. прирост числа абонентов сотовой связи составил порядка 100тысяч в месяц. Количество телевизионных станций за тот же период выросло почти в трираза, а количество легковых автомобилей–в два раза.


Характерно, что среди молодежи все более проявляется мотивация, присущая постиндустриальному обществу. Молодые люди не склонны жертвовать своим здоровьем во имя работы или выполнять неквалифицированную работу ниже своих способностей и умений. Они предпочитают работу с повышенной ответственностью, готовы переучиваться и осваивать новые профессии, при этом не торопятся заводить семью до получения образования, обретения определенного материального достатка и социального статуса.
Текущая экономическая ситуация
Ситуация в России последних полутора лет характеризуется тем, что впервые за прошедшее десятилетие наметились позитивные тенденции в экономике. Вначале они были вызваны, как ни парадоксально, финансовым кризисом 1998г. и резкой девальвацией рубля, что предопределило активизацию производства внутри страны. В течение последнего времени благоприятная экономическая ситуация в России поддерживалась во многом благодаря резкому подъему цен на нефть, а также росту цен на некоторые другие товары нашего традиционного экспорта.

Так, положительное сальдо торгового баланса по итогам первого полугодия 2000г. превысило 28млрд дол.
В 2000г. практически все основные макроэкономические показатели имели положительную динамику, а их значения были лучше прогнозируемых, которые закладывались при формировании бюджета. В частности, это касается роста объема ВВП, увеличения производства промышленной продукции, а также объема экспорта, инвестиций и т.д.
Среди позитивных экономических тенденций можно особо отметить расширение внутреннего спроса и рост объема производства, ориентированного на внутренний рынок. Российские предприятия явно стали лучше реагировать на рыночные сигналы, в частности на увеличение спроса. В легкой промышленности производство увеличилось на 34%, в полиграфической– на 25,7%, в медицинской– на 18%.
Примерно в 1,8раза (по сравнению с 1июля 1999г.) выросли золотовалютные резервы Центрального банка, что позволило обеспечить стабилизацию курса рубля. Они достигли 25млрддол., что является наивысшим показателем за всю историю постсоветской России.
Важнейшей особенностью исполнения бюджета за первое полугодие 2000г. стал профицит федерального бюджета в объеме 70,4млрдруб., что составляет 2,4% к ВВП. Между тем законом о федеральном бюджете на 2000г. был предусмотрен дефицит в сумме 57,9млрд руб.
Несмотря на отсутствие в течение данного периода кредитов Международного валютного фонда, погашение обязательств, заложенное в федеральном бюджете, осуществлялось в полном объеме и в соответствии с графиком.
Правительство проделало значительную работу по увеличению налоговых поступлений, почти все виды налогов в прошедшем году собирались в России лучше, чем обычно.



Содержание раздела