Универсальная технология реализуется с помощью пакета частных технологий: экономических, финансовых, организационных, которые наиболее эффективно решают конкретные проблемы всех участников корпорации.
Кроме того, используются частные технологии: технология создания и функционирования фонда "СЭПИН", социально-финансовых групп, конкретных социально-финансовых институтов, технологии работы с населением и т.п. Их тщательная проработка осуществляется, как правило, в процессе инновационных семинаров. Такие семинары также своеобразная инновационная технология.
В процессе многодневных семинаров с руководством и активом местных сообществ происходит их обучение основам корпоратизма, формируется команда, способная работать в новых условиях, осуществляется привязка типовых технологий, "правил игры" к конкретным местным условиям. Инновационный семинар это весьма эффективная форма и научного сопровождения Программы "СЭПИН", и научного консультирования.
3. Для внедрения Программы "СЭПИН" необходим научный инструментарий, позволяющий отслеживать динамику показателей в области качества жизни, наличие или отсутствие резервных возможностей семьи, каждого человека с точки зрения состояния их здоровья и богатства (доходов) в каждом местном сообществе. Для этих целей авторским коллективом ученых разработаны методы социологического исследования, которые позволяют осуществить диагностику в этой области в режиме мониторинга.
Еще Г. Галилей писал, что "одна из основных задач науки измерить то, что измеримо, сделать измеримым то, что еще неизмеримо".
В определении социально-экономического состояния местного сообщества значительное место отводится социальным, экономическим, политическим, экологическим, демографическим и девиантным факторам.
Социально-экономическое состояние местного сообщества представляет собой комплекс показателей, относящихся как к каждому жителю, так и к сообществу как системе.
Основные показатели социально-экономического состояния местного сообщества, включенные в мониторинг территориальных программ "СЭПИН", представлены ниже.
1. Экология, здоровье и питание населения.
1.1. Уровень соматического здоровья (по 6-балльной шкале оценок).
1.2. Продолжительность жизни и заболеваемость.
1.3. Двигательная активность и рациональное, сбалансированное питание.
1.4. Загрязнение среды обитания.
2. Доходы и материальная обеспеченность населения.
2.1. Затраты из бюджета семьи на питание после оплаты коммунальных услуг.
2.2. Объем корпоративной собственности в расчете на одного человека.
3. Хозяйственная деятельность.
3.1. Эффективность.
3.2. Рентабельность.
3.3. Производительность капитала.
3.4. Производительность труда.
4. Социально-экономические отношения.
4.1. Валовой муниципальный продукт.
4.2. Доля ввозимых продуктов питания в структуре потребления населения.
4.3. Доля валового муниципального продукта, направляемая в социальную сферу.
4.4. Уровень преступности.
4.5. Степень осознанности поддержки населением "СЭПИН".
4.6. Занятость.
Отбор признаков (показателей) для формирования индекса социально-экономического состояния Jсэс) местного сообщества производится по критериям их способности точно передать не только и не столько производственную активность, сколько активность формирования новой социально-экономической системы.
Для каждой системы существует своя мера, единицы измерения и шкалы оценок процесса формирования, функционирования и ее развития.
Индикаторы состояния: стабильность (функциональная устойчивость), кризис (отсутствие резервных возможностей нужда) и развитие (наличие резервных возможностей).
Основными задачами мониторинга социально-экономического состояния местного сообщества являются:
наблюдение за общественно-политической ситуацией, с тем чтобы иметь возможность своевременно установить и нейтрализовать отрицательное воздействие происходящих изменений;
информационное обеспечение разработки с последующей коррекцией Программы "СЭПИН", новых инновационных, социальных, организационных, экономических, финансовых и других технологий, а также разработки основ законодательства, нормативно-правовых актов, которые пришли на смену устаревшим, не способствующим защите социально-экономических интересов населения;
1. Качество уровня жизни населения 1.1. Доходы семьи (расходы на продукты питания после оплаты коммунальных услуг (в %)) 1.2. Состояние здоровья (в усл. ед.) |
2. Социально-демографические характеристики населения 2.1. Продолжительность жизни и заболеваемость 2.2. Специально организованная двигательная активность и рациональное сбалансированное питание 2.3. Загрязнение среды обитания 2.4. Занятость (в %) 2.5. Преступность (в %) |
3. Продолжительная активность населения степень осознанности и поддержки населением СЭПИН (доля голосовавших за кандидата "СЭПИН") |