Построение технологической модели предполагает определение и учет ряда характеристик: результата процесса экологического образования и воспитания; его последствий отслеживания неуправляемых и управляемых переменных; повышения степени управляемости воспитательного процесса.
Однако, как показывает опыт, осуществления этих важных, но все-таки частных мер сегодня недостаточно. Необходимо более последовательно следовать следующим принципам:
1. Формирование единой государственной политики в области экологического образования на базе реализации стратегии устойчивого развития, создание условий для эффективной деятельности всего спектра экологических образовательных учреждений.
2. Координация усилий общественных объединений, предприятий, организаций, юридических и физических лиц, заинтересованных в решении экологической проблемы, в целях разработки единой системы всеобщего непрерывного экологического образования.
3. Гарантия возможности получения каждым гражданином страны необходимого образовательного минимума в области экологии.
4. Введение специальных государственных образовательных стандартов (минимального набора учебных программ) на всех уровнях экологического образования, экологизация всех существующих специальностей и специализаций в высшей школе и введение защиты диссертаций в области экологических наук.
5. Учет национальных и культурных особенностей, специфики регионов, межгосударственных стандартов и тенденций развития в области экологического образования.
6. Ориентация экологического образования на выход из экологического кризиса, широкое использование интегративного подхода, ориентированного на комплексное обеспечение экологической безопасности.
7. Интеграция экологического образования с практикой решения проблем окружающей среды.
8. Достижение экологизации общего образования и развития профессионального экологического образования, обеспечивающего системность, устойчивость и гибкость всей образовательной системы.
9. Конечная ориентация экологического образования на формирование новых экогуманных ценностей и развитие личности с высокой экологической культурой.
Необходимо, чтобы курс экологической безопасности устойчивого развития стал обязательным компонентом высшего образования независимо от профиля вуза и специальности выпускника. Базовым условием развития всех форм образовательных учреждений следует считать сохранение и поддержку государственной системы экологического образования и исследований в области экологической безопасности и устойчивого развития.
Экологическое образование в университетах должно стать фундаментальным, органически сочетающим в себе компоненты естественно-научного и гуманитарного образования. Важными элементами реализации такой концепции должны быть соответствующие лекционные курсы, семинарские и практические занятия, издание энциклопедии экологических знаний и необходимых учебников, переподготовка профессоров и преподавателей, самоподготовка вузовских работников, в частности, с использованием сети Internet.
Особое внимание необходимо уделить повышению уровня экологического образования в педагогических вузах, в частности, создав в них межфакультетские кафедры или центры экологического образования, которые взяли бы на себя координирующую роль в расширении рамок и развитии форм экологического образования.
Центры экологического образования необходимо создать и в других вузах, которые бы взяли на себя организацию Открытых экологических университетов, в рамках которых все желающие в течение непродолжительного времени (от 1 до 4 семестров) могли бы получить базовые современные знания об экологической безопасности и устойчивом развитии.
Словом, экологическое образование должно стать главной движущей силой экологической революции (революции человека в его отношениях с окружающей средой), равной по своему значению аграрной, индустриальной или менеджеральной. И решающую роль в этом должны сыграть инновационные, воспитательные и образовательные технологии, роль которых во всем мире возрастает. Они должны быть направлены на оптимизацию процесса формирования экологической культуры, которая является частью общей культуры общества, и органически связаны с управленческой и социально-технологической.
I. Программа курса
РАЗДЕЛ I
Теоретико-методологические основы
социально-технологического инновирования
социального пространства
Тема 1. Новая социальная реальность необходимость инновационного управления.
Россия и устойчивое развитие. Сложность и многовариантность общественных процессов как объектов государственного и муниципального управления. Экономическая и административная реформа, социальная модернизация.
Цикличность общественных процессов. Аналитические модели социальной реальности: статическая, динамическая, социально-технологическая. Социально-технологический вектор государственного и муниципального управления.
Социальные системы, процессы и ресурсы: структура, методологические подходы к их анализу и технологизации.
Тема 2. Сущность социально-технологических отношений и инновирование управленческой деятельности.
Объективная природа социально-технологических отношений. Научно-техническая, информационная и управленческая революции. Становление технологии как науки. Естественный и искусственный характер технологий. Социально-технологические отношения отражение связей человека и техники, социального и технического знания, взаимосвязи и взаимообусловленности производственного, социального, духовного процессов.
Специфические особенности технологизации в управленческой сфере. Социальная технология как система воспроизводства объектив?1ых отношений между людьми, единство традиционных и творческих действий. Социальная технология как форма всеобщего процесса технологизации социальных отношений.
Понятия: социальная проблема, проблемная ситуация, нестандартная ситуация, социальное действие, социальные связи, операции и процедуры, формирование целей, социальный результат, социальная селекция, социальный риск.