Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, введен в Российской Федерации впервые Федеральным законом от 21 июля 1997 г.* и отнесен к платежам федерального уровня.
Объектом налогообложения по данному платежу являются операции по покупке иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, или, как определено в Законе, операции по покупке наличной иностранной валюты.
*' СЗ РФ. 1997. № 30. Ст.
3592; 1998. № 29. Ст. 3396.
Налогооблагаемой базой определена сумма в рублях, уплачиваемая при совершении следующих операций:
• покупке наличной иностранной валюты за наличные рубли;
• покупке платежных документов в иностранной валюте за наличные рубли;
• выплате с валютных счетов наличной иностранной валюты физическим лицам при условии поступления этих средств на валютные счета с рублевых счетов;
• покупке у физических лиц за наличные рубли иностранных денежных знаков, не подлежащих обращению из-за дефектов;
• выдаче иностранной валюты владельцам пластиковых карт с рублевых карточных счетов.
Плательщики налога. К ним относятся физические лица, организации, а также филиалы и представительства, в том числе нерезиденты, совершающие указанные выше операции. Однако не являются плательщиками данного налога организации, деятельность которых полностью финансируется из бюджетов (всех уровней). Его не уплачивает также Центральный банк Российской Федерации.
Не облагаются налогом и операции по покупке наличной иностранной валюты кредитными организациями как у Центрального банка РФ, так и у других кредитных организаций.
Ставка налога первоначально была установлена в размере 0,5% налогооблагаемой базы. Впоследствии Федеральным законом от 16 июля 1998 г. она была повышена до 1%.*
*' См.: Федеральный закон О внесении изменений в Федеральный закон О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте // СЗ РФ. 1998. № 29. Ст.
3396.
Порядок удержания налога. Налог удерживается теми кредитными организациями, которые производят операции с иностранной валютой, в момент получения иностранной валюты плательщиком налога. Суммы налога должны быть перечислены в бюджет не позднее дня, следующего за днем удержания налога.
Хотg данный налог является федеральным, суммы его поступлений распределяются между бюджетами всех уровней. Закон установил распределение их между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации в следующем соотношении: 60% и 40% соответственно. При этом законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ вправе принимать законы о передаче местным бюджетам всей суммы или части суммы от налога, поступающей в бюджеты субъектов Федерации.
3.6.2. Налог на игорный бизнес
Налог на игорный бизнес как самостоятельный вид налогового платежа был введен Федеральным законом от 31 июля 1998 г.* До принятия этого закона полученные от игорного бизнеса доходы также облагались налогом, но на основании Закона РФ от 27 декабря 1991 г. О налоге на прибыль предприятий и организаций по ставке в размере 90% доходов, полученных от игорного бизнеса.
* См.: Федеральный закон О налоге на игорный бизнес//СЗ РФ. 1998. №31. Ст.3820.
Все суммы налога в части, соответствующей минимальному размеру ставки, установленному федеральным законом, зачисляются в федеральный бюджет.
3.6.3. Налог на отдельные виды транспортных средств
Налог на отдельные виды транспортных средств установлен Федеральным законом от 8 июля 1999 г.,* вступившим в силу с момента его опубликования. Введение данного налога, дополнительного к тому, что уплачивают все владельцы транспортных средств, связано с обострившимися проблемами наполнения бюджета доходами и необходимостью решения этих проблем как условия предоставлени России кредитов Международным валютным фондом.
* Российская газета. 1999. 14 июля.
Объектом налогообложения по данному налогу являются легковые автомобили, но только те, рабочий объем двигателя которых превышает 2500 куб. см. Причем из этого круга исключаются полноприводные автомобили, произведенные на территории Российской Федерации, а также автомобили, произведенные за двадцать пять лет и более до дня уплаты налога.
Особо отмечается, что налогообложение распространяется на транспортные средства, имеющие местонахождение на территории Российской Федерации и подлежащие регистрации в соответствии с законодательством РФ.
Плательщики налога — а) организации, являющиеся юридическими лицами в соответствии с законодательством РФ, иностранные организации, находящиеся на территории РФ; б) физические лица, являющиеся собственниками указанных транспортных средств, либо осуществляющие их эксплуатацию по доверенности.
При исчислении налога налоговая база определяется как рабочий объем двигателя в куб. см. Последний и является единицей налогообложения.
Закон устанавливает две ставки налога:
а) для легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя свыше 2500 куб. см. до 3000 куб. см. — 2 руб. за 1 куб. см.;
б) для легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя свыше 300 куб. см. — 3 руб. за 1 куб. см.
Однако предусмотрены понижающие коэффициенты в зависимости от времени производства автомобиля: для автомобилей, произведенных за десять и более лет до дня уплаты налога, применяется коэффициент 0,4, а для легковых автомобилей, произведенных за пять лет и более, но не более, чем за десять лет до дня уплаты налога, коэффициент равен 0,7.