Оптимизация федеративных отношений не преследует цель губернизации республик или, наоборот, республиканизации краев и областей. Своеобразие российского федерализма состоит в сочетании территориального и национального начал.
Для развития федеративных отношений необходимы:
1) принятие федеральных законов, заключение договоров и соглашений, конкретизирующих принципы организации и взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в целях укрепления общероссийской государственности и повышения самостоятельности субъектов РФ;
2) совершенствование механизма учета интересов субъектов РФ на федеральном уровне, расширение полномочий органов государственной власти субъектов РФ, повышение их ответственности за положение дел не только в своем регионе, но и в стране;
3) осуществление мер политического, экономического и правового характера, обеспечивающих государственную поддержку и стимулирование экономической активности регионов;
4) разработка правовых механизмов реализации совместных полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ;
5) совершенствование экономического механизма федеративных отношений, в том числе бюджетной системы и системы налогообложения;
6) совместная реализация федеральных и региональных программ развития.
Развитие федерализма предполагает учет региональных особенностей при проведении экономических реформ и обусловливает необходимость межрегионального сотрудничества для обеспечения стабильности в обществе, в том числе в сфере национальных отношений.
Основными недостатками действующей системы межбюджетных отношений в настоящее время являются:
• резкая дифференциация регионов по уровню бюджетной обеспеченности;
• отсутствие реальных стимулов повышения собираемости налоговых платежей, особенно поступающих в федеральный бюджет;
• неэффективное расходование средств региональных бюджетов, в том числе получаемых в качестве трансфертов из федерального бюджета.
Для совершенствования межбюджетных отношений предлагается увеличение доли связанных трансфертов, т. е. трансфертов, направляемых на конкретные цели, согласованные между федеральным центром и регионами. Связанные трансферты — это трансферты, предоставляемые на основе договоров, заключаемых между Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ и предусматривающих жесткий контроль за целевым использованием средств.
Предлагается установить зависимость величины нецелевых трансфертов и ассигнований от следующих параметров:
• открытость бюджетного процесса в регионе для контроля со стороны федеральных органов власти;
• эффективность использования средств регионального и местных бюджетов, включая средства, передаваемые из федерального бюджета;
• принимаемые в регионе усилия по мобилизации доходов в бюджет, включая федеральный;
• степень участия региональных органов власти в реализации федеральных программ на своей территории;
• соблюдение федерального законодательства.
В настоящее время акцент делается на задаче укрепления единства власти и исполнительной вертикали. Речь идет о повышении исполнительской дисциплины, обеспечении единства правового пространства РФ и главенства федерального законодательства.
Одним из препятствий реализации федеральных отношений остается несоответствие законодательной базы ряда субъектов РФ нормам российского законодательства, а также несоблюдение органами местного самоуправления законов, принятых в пределах компетенции РФ.
В государственных и муниципальных финансах наблюдается элементы сепаратизма. Кризисная ситуация августа 1998 г. обострила эту ситуацию. Появились попытки фактического закрытия регионов, введение административного урегулирования цен на предметы первой необходимости, установление своих правил реализации алкогольной продукции, создание собственных золотовалютных резервов, установление контроля над тарифами естественных монополий, проведение собственной налоговой политики и т.п..
В то же время проблемой остается необходимость ограничения возможности федерального центра незаконно вмешиваться в дела субъектов РФ, принимать экономически необоснованные решения, возлагающие на региональные власти обязательства, не обеспеченные их финансовым потенциалом.