• организуют и проводят конкурсы по размещению оборонного заказа на поставку продовольственных товаров для военных и приравненных к ним спецпотребителей;
• используют при заключении государственных контрактов на выполнение оборонного заказа данные органов государственной статистики об уровне и динамике рыночных цен на сельскохозяйственную продукцию и продовольственные товары с учетом уровня инфляции, прогнозируемого Минэкономики РФ;
• закупают начиная с 1997 г. для военных и приравненных к ним спецпотребителей продовольственные товары, вырабатываемые в основном российскими товаропроизводителями;
• при согласовании с поставщиками договорных цен на продовольственные товары, закупаемые для обеспечения военных и приравненных к ним спецпотребителей, предусматривают их на уровне не выше среднерыночных цен, действующих в соответствующих субъектах РФ;
• осуществляют закупки продовольствия для войск, дислоцирующихся за границей, как у российских товаропроизводителей, так и у предприятий страны временного нахождения этих войск исходя из экономической целесообразности.
Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ ежегодно предусматривают в соответствующих бюджетах средства для формирования федерального и региональных фондов. В пределах своей компетенции устанавливают порядок выдачи и аннулирования лицензий на осуществление закупки, поставки, переработки, хранения и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд.
Функции по закупке и поставке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для формирования федеральUого и региональных фондов могут осуществляться на конкурсной основе с последующим заключением договоров предприятия и организации.
Правительство РФ ежегодно по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ и представителями общественных объединений, выражающих интересы товаропроизводителей и потребителей, устанавливает на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие для государственных нужд гарантированный уровень закупочных цен, обеспечивающий возмещение материальных затрат и получение дохода товаропроизводителем, достаточного для расширенного воспроизводства.
Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ до начала года определяют квоты для товаропроизводителей на закупку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд по гарантированным ценам. Квоты могут быть установлены для товаропроизводителей на всей территории РФ или на какой-либо ее части.
В целях защиты потребителя Правительство РФ устанавливает нормативное соотношение между стоимостью закупаемого сырья и стоимостью вырабатываемой из него готовой продукции, а также предельный размер торговых надбавок к ценам на продукцию, поставляемую в федеральный фонд, с учетом безубыточной реализации готовой продукции. Правом соответствующего регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, поступающие в региональные фонды, наделяются органы исполнительной власти субъектов РФ.
Основным документом, определяющим объемы, ассортимент, качество, порядок закупки и поставки, цены, сроки и порядок расчетов за закупки и поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд, имущественную ответственность, является договор, регулирующий экономические, правовые и организационно-технические отношения товаропроизводителя и потребителя. Договор считается действующим по тем договорным ценам, которые на момент его заключения были определены по соглашению между товаропроизводителем и потребителем, и не может быть в последующем расторгнут одной из сторон на основании несогласия с установленной ценой. Определенные в договоре на момент расчета цены на закупаемую и поставляемую сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие для государственных нужд индексируются с учетом уровня инфляции.
Изменение или расторжение договора осуществляется по соглашению сторон и оформляется дополнительным соглашением.
Закупки и поставки продовольственных товаров для военных и приравненных к ним спецпотребителей производятся на основе прямых договоров, заключаемых с отечественными товаропроизводителями. Заказы на продовольственное обеспечение размешаются в субъектах РФ по месту дислокации войск и приравненных к ним спецпотребителей.
При этом необходимо учитывать производственные возможности тех категорий товаропроизводителей, которые нуждаются в специальной государственной поддержке. Товаропроизводители самостоятельно приобретают материальные ресурсы, необходимые им для выполнения государственных контрактов. В государственный контракт не включаются требования о материально-техническом обеспечении производства сырьем, материалами, оборудованием, машинами и механизмами, а также о встречных поставках продукции, оказании каких-либо услуг и оплате поставок продукции в иностранной валюте.
Особую роль играет процесс разработки и представления бюджетных заявок на выделение ассигнований для оплаты закупок и поставок продукции для государственных нужд области. Органы исполнительной власти области, городов и районов ежегодно во втором квартале текущего финансового года разрабатывают предложения по видам и объемам закупок и поставок продукции для государственных нужд области и государственных заказчиков на планируемый финансовый год по новым видам или уточняют объемы по тем видам продукции, по которым такая разбивка уже была осуществлена, в форме бюджетных заявок и представляют их в главное экономическое управление.