Местные органы государственной власти и управления в советский период. В первые годы существования Советского государства наблюдалось многообразие форм территориальных образований.
Конституция РСФСР 1918 г. сохранила деление страны на губернии, уезды, волости; основными территориальными образованиями стали области.
Высшими органами власти на местах в пределах каждой территории являлись съезды Советов (областной, губернский, уездный, волостной), а в период между съездами их исполнительные комитеты. Эта Конституция закрепила многоступенчатые выборы в Советы.
Избирательное право было неравным: рабочим предоставлялись некоторые преимущества перед крестьянами, были лишены избирательного права частные торговцы, монахи и духовенство, бывшие служащие полиции, осужденные в судебном порядке.
Фактически повсеместно голосование было открытым, а не тайным.
Исполнительно-распорядительными органами съездов Советов являлись исполнительные комитеты, которые руководили всеми сторонами общественной жизни. Вся оперативная работа проводилась в отделах исполкома, построенных по отраслевому принципу, кроме них также создавались различные органы вспомогательного характера комиссии, комитеты, совещания и т.д.
Действовал принцип «двойного» подчинения, т.е. отраслевые отделы исполкома подчинялись Совету данной области и одновременно соответствующему наркомату в центре, а отдельные наркоматы и ведомства имели свои управленческие органы и учреждения на местах, независимые от местных Советов.
К ним относились управления железных дорог, местные отделения народного (затем государственного) банка, система сберегательных касс и т.д.
Конституция СССР 1936 года преобразовала местные Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в Советы депутатов трудящихся. Съезды Советов были упразднены, Советы стали постоянно действующими органами власти.
Все Советы избирались гражданами на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.
Исполкомы стали только лишь исполнительно-распорядительными органами.
В 1957 г. было принято постановление ЦК КПСС «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связи с массами». Права местных Советов расширялись в области планирования народного хозяйства, производстве и распределении продукции предприятий местной промышленности.
Возросла роль областных Советов как высших звеньев системы местных органов власти.
Конституция СССР 1977 г. изменила название Советов на Советы народных депутатов. Все Советы составляли единую систему, которую возглавлял Верховный Совет СССР. Структура системы органов власти отражена в таблице 1.
Таблица 1
Органы власти |
Количество |
1 |
2 |
Верховный Совет СССР |
1 |
Верховные Советы союзных республик |
15 |
Верховные Советы автономных республик |
20 |
Краевые Советы |
6 |
Областные Советы |
121 |
Советы автономных округов |
8 |
Районные Советы |
3000 |
Городские Советы |
2000 |
Поселковые Советы |
3700 |
Сельские Советы |
41100 |
Местные Советы являлись звеньями единой системы органов государственной власти. На них была возложена задача обеспечить экономическое и социальное развитие территорий.
Местные Советы получили право рассматривать проекты планов предприятий и организаций вышестоящего подчинения, осуществлять контроль за соблюдением ими законодательства, координировать их деятельность в области землепользования, охраны природы, строительства, использования трудовых ресурсов и т.д. Конституцией была установлена обязательность применения актов местных Советов, было зафиксировано право профсоюзов, комсомола и других массовых общественных организаций участвовать в управлении государственными и общественными делами.
Таким образом, курс на повышение роли местных Советов народных депутатов сочетался с определенным усилением роли общественных организаций в управлении социально-экономическими процессами и развитием самоуправления.
Однако на практике фактически верховенство в Советах принадлежало не представительным, а исполнительным органам. Исполнительные комитеты созывали сессии Советов, организовывали их подготовку и проведение.
Исполкомы были вправе решать все вопросы, отнесенные к ведению Советов, они координировали деятельность постоянных комиссий.
По существу аппарат как в советских, так и в партийных органах превалировал над выборными лицам в Советах.
Изучение исторического опыта местного самоуправления в России в современный период развития страны необходимое условие для формирования эффективного управления на местах.
Современное состояние местного самоуправления в России и основные причины, сдерживающие его развитие
Современное состояние местного самоуправления в России сегодня находится на начальной стадии своего развития и уровень его эффективности остается пока низким. Основными причинами этого являются:
Проблемы муниципальных образований в регионах России в настоящее время.
Основополагающие вопросы, требующие первоочередного решения:
Глава III. Сущность и содержание муниципальной
социально-экономической политики
Местная социально-экономическая политика это важнейшая составная часть систем местного самоуправления. Местная социально-экономическая политика это взаимосогласованная совокупность социальных, экономических, экологических целей и установок (ориентиров), а также способов их достижения, разработка и практическая реализация которых осуществляется самим местным сообществом и органами самоуправления. При разработке и практической реализации местной социально-экономической политики необходимо применять программно-целевой подход, который дает возможность достичь поставленных целей, конечных результатов с наименьшими затратами, преодолеть ведомственную разобщенность, объединить интересы
Главная и конечная цель местной социально-экономической политики улучшение качества жизни населения, образующего местное сообщество, и увеличение его вклада в развитие всего общества. Важнейшие составляющие местной социально-экономической политики являются социальная, экономическая, экологическая, научно-инновационная и другие виды местной политики.
В местной социальной политике главный ориентир улучшение качества жизни населения, образующего местное сообщество. Это прежде всего уровень, образ и продолжительность жизни населения.