МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ


До сих пор во многих странах на ПИИ приходится менее 1% всего объема валовых капиталовложений в этот сектор экономики. По состоянию на 1994 г., американские ТНК вложили в инфраструктурные отрасли других стран 14 млрд. долларов, что составляет лишь 2,3% суммарного накопленного объема их зарубежных активов. В то же время налицо рост интереса к данному сектору: по данным за 1992—1994 гг., в американских инвестициях, сделанных за этот период, доля вложений в инфраструктуру составила в среднем 4,9%. Следует отметить, что на заре транснационализации инфраструктурные отрасли имели гораздо большее значение, чем сейчас. Так, в 1940 г. на них приходилось до 1/3 всех вложений фирм США в экономику латиноамериканских государств.
Но поднявшаяся в последующие десятилетия волна национализации и экспроприации привела к резкому падению участия иностранного частного капитала в функционировании отраслей инфраструктуры, и лишь в самое последнее время наблюдается перелом тенденции.
На нынешнем этапе новая волна интереса ТНК к инфраструктурным отраслям обусловлена несколькими факторами.
Понимая, что неразвитость инфраструктуры тормозит национальное экономическое развитие, правительства многих стран пошли на приватизацию и ослабление контроля со стороны государственных монополий с тем, чтобы привлечь больше иностранных инвестиций и технологий и тем самым добиться повышения эффективности функционирования соответствующих отраслей. За период с 1988 по 1995 гг. приватизация в инфраструктурных отраслях обеспечила привлечение ресурсов частного капитала в размере 40 млрд. долларов, из которых более 50% составили иностранные прямые и портфельные инвестиции.
Более того, в результате внедрения новейших достижений научно-технического прогресса инфраструктурные отрасли, прежде всего телекоммуникации, претерпели радикальные изменения. Если раньше это были сферы доминирования естественных монополий, то теперь они превратились в конкурентные отрасли с большим потенциалом для прибыльного инвестирования. В большинстве стран для финансирования развития инфраструктуры уже не хватает ресурсов государственного бюджета.

Соответственно появляется потребность в привлечении частного капитала, зачастую мобилизуемого ТНК, и применении новых методов проектного финансирования, в частности таких схем, как строительство - управление - передача, строительство - владение - управление, строительство - владение - передача.
При явной недостаточности объемов ПИИ в инфраструктурные отрасли, перспективы для дальнейшего расширения деятельности ТНК в этой сфере представляются весьма оптимистическими. Несмотря на высокий уровень необходимых капиталовложений, многие проекты здесь оказываются привлекательными для иностранных инвесторов. Продолжающаяся либерализация государственного регулирования в отношении ПИИ и инфраструктурных отраслей в сочетании с укреплением гарантий инвестиций ведет к снижению риска национализации.
Дальнейшее углубление участия ТНК в развитии данной сферы экономики связано с привлечением ПИИ в такие проекты, как создание научных парков, зон переработки на экспорт, учреждений по подготовке кадров.
Таким образом, международное движение капитала, осуществляемое по различным каналам, является на современном этапе наиболее динамично развивающейся формой мирохозяйственных связей. Процессы интернационализации обусловили в последние десятилетия заметное возрастание роли такого канала, как прямое зарубежное инвестирование и, соответственно, главных его субъектов - международных корпораций - в мировой экономике и международных экономических отношениях.

ПРИМЕЧАНИЕ

В ходе подготовки данного раздела использовалась следующая литература:

1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебное пособие; М., 1996. - 196с.
2. Гладков И.С., Царев С.П. Мировое хозяйство: цифры и факты: Учебное пособие. М., 1995. - 75 с.
3. Дэниеле Джон Д., Радеба Ли X. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции: Пер. с англ. - 6-е изд. - М.: Дело, 1994. - 784 с.
4. Киреев А. Международная экономика: В 2 ч. Ч. 1. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства: Учебное пособие для вузов; — М., 1997. - 416с.


5. Международные экономические отношения: В 2 т. / Под общей ред. Р.И. Хасбулатова. - М., 1991.
6. Международные экономические отношения: Учебник / Под общ. ред. В.Е. Рыбалкина.-М., 1997.-384 с.
7. Носкова И.Я., Максимова Л.М. Международные экономические отношения: Учебное пособие. - М., 1995. - 152 с.
8. Нухович Э.С., Смитиенко Б.М., Эскиндаров М.А. Мировая экономика на рубеже ХХ-ХХ1 веков. - М., 1995. - 103 с.


9. Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения: Пер. с франц. / Под общ. ред. Н.С. Бабинцевой. - М., 1994. - 496 с.
10. Семенов К..А. Международные экономические отношения: Курс лекций. — М., 1998. - 336 с.
11. Азия и Африка сегодня. - 1996. - № 12. - С. 37-39.
12. Бюллетень иностранной коммерческой информации. - 1999. - № 40. - С. 53-54.
13. Вопросы экономики. - 1997. - № 5. - С. 149-158; № 12. - С. 94-106.
14. Мировая экономика и международные отношения. - 1996. - № 11. - С. 65-77; № 12. - С. 88-99. - 1997. - № 3. - С. 19-33; № 9. - С. 62-73; № 10. - С. 56-67.
15. European Economies / A Comparative Study // Ed. by Frans Somers. - Groningen Business School, Hanse Polytechnic, Groningen, 1991. - 287 pp.

Таблица 5
Источники:
[13, 1997, № 5, с. 150-151; № 12, с. 94-106]
[OECD Economic Outlook, № 57, June 1995, p. A4. Smith Barney Research. International Datapack September 1994]
[14,№3, 1996,с.58]


МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ В СИСТЕМЕ МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ

Межстрановое и межрегиональное перемещение рабочей силы: причины, сущность, динамика. Миграционная политика. Важнейшие этапы и направления международной миграции рабочей силы.
Ныне одним из проявлений интернационализации хозяйственной и социально-культурной жизни человечества, а также возможных последствий острых межнациональных противоречий, прямых столкновений между народами и странами, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий являются крупномасштабные перемещения населения и трудовых ресурсов в разнообразных формах. [См. Примечание.)
Следовательно, массовая миграция населения стала одним из наиболее характерных явлений жизни мирового сообщества второй половины XX века.
Понятие миграция населения предполагает перемещение людей через границы определенных территорий со сменой постоянного места жительства или возвращением к нему.
Кроме того, специалисты выделяют и международную (внешнюю) миграцию, также осуществляемую в различных формах: трудовой, семейной, туристической и др.
В данном контексте рассматриваются прежде всего проблемы международной трудовой миграции, а также процессы развития международного рынка рабочей силы, который существует наряду с другими мировыми рынками: в частности, товаров и услуг, капитала. Перемещаясь из одной страны в другую, рабочая сила предлагает себя в качестве товара, осуществляет международную трудовую миграцию.
Современный международный рынок рабочей силы включает разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих национальные границы. Международный рынок труда объединяет таким образом национальные и региональные рынки рабочей силы и существует в форме трудовой миграции.

Межстрановое и межрегиональное перемещение рабочей силы: причины, сущность, динамика

Среди важнейших побудительных мотивов и причин международной миграции трудовых ресурсов находятся различные факторы экономического и неэкономического характера.
К причинам экономического характера следует отнести следующие: (1) различия в уровне экономического и, в частности, промышленного развития отдельных стран (как свидетельствует практический опыт, рабочая сила мигрирует в основном из стран с низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем); (2) наличие национальных различий в размерах заработной платы; (3) существование органической безработицы в некоторых странах и, прежде всего, в слабо развитых; (4) международное движение капитала и функционирование международных корпораций (как известно, корпорации способствуют соединению рабочей силы с капиталом, осуществляя либо движение рабочей силы к капиталу, либо перемещают свой капитал в регионы с избытком трудовых ресурсов).
Специалисты относят к причинам миграции рабочей силы неэкономического характера политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и др.
Происходившее в последнее время заметное развитие средств связи и транспорта, в свою очередь, оказали стимулирующее воздействие на активизацию процессов современной международной трудовой миграции.
Следует иметь однако в виду, что по большей части в процессах международной трудовой миграции принимают участие не служащие, а представители рабочих специальностей.
На практике международная миграция рабочей силы возникала как стихийное явление, но по мере развития процесса начинала подпадать под регулирующие мероприятия государства. Тем не менее и в настоящее время не изжиты полностью черты стихийности в рассматриваемом процессе.



Содержание раздела