При этом следует иметь в виду, что товарно-денежные отношения на Востоке были широко распространены еще в доколониальный период, однако они не являлись элементами нового экономического строя, так как в товарный обмен втягивались продукты, произведенные и отчужденные с помощью внеэкономического принуждения. В этих условиях вовлекаемые в товарообмен продукты, созданные свободным трудом, обменивались не на основе закона стоимости, а на базе внеэкономических отношений, положения различных социальных, экономических, корпоративных объединений. Поэтому институциональные формы восточных товарно-денежных отношений препятствовали высвобождению хозяйствующих агентов из докапиталистических форм собственности при развитии капитализма.
Капитал мог реализовать себя без полного преобразования производительных сил и производственных отношений. Так, по оценкам, в традиционном секторе сельского хозяйства в Латинской Америке в 1980 г. было занято 19% работающих, а в других неформальных видах деятельности свыше 19% работающих (в конце 60-х годов в традиционном секторе насчитывалось 34,4% трудоспособного населения).
Несмотря на серьезные сдвиги в социально-экономической структуре стран Азии и Африки, основная масса населения там по-прежнему связана с традиционными структурами. Становление современных видов занятости заметно отстает от соответствующих видов производства. Соответственно во многих развивающихся странах за годы независимости не произошло становления буржуазного общества. Этот вывод подтверждается количественными показателями.
В странах Африки в активном населении доля социальных слоев, групп, остающаяся за пределами товарного уклада, в 60—70-е годы существенно не изменилась. В начале 80-х годов она составляла 84—86% всего самодеятельного населения. В Индии в начале 80-х годов в традиционных и промежуточных формах хозяйства было занято около 90% самодеятельного населения (1962 г. — 92%).
Даже в обрабатывающей промышленности на дому было занято 35% работающих.
Разрыв между экономической и социальной динамиками нередко не уменьшался, а увеличивался. Важной, но не единственной причиной подобной ситуации выступал демографический рост, сдерживающий переключение самодеятельного населения на современные формы труда. Преобразование традиционных структур происходит в основном за счет промежуточных форм хозяйственной деятельности, при которых сочетаются различные методы хозяйствования.
Существование различных по своей природе социально-экономических структур, как ожидается, будет продолжаться во многих регионах развивающегося мира еще долго.
Таким образом, хотя соотношение различных форм производства и занятости в развивающихся странах неуклонно изменяется в сторону современных, проблемы существования различных по своей природе социально-экономических структур по-прежнему актуальны. Традиционные способы производства до сих пор обеспечивают средства к жизни миллионам людей.
26.3. Роль государства в
социально-экономических преобразованиях
В любой общественной системе присутствует системообразующий и интегрирующий элемент, который в общих чертах определяет содержание и динамику развития системы.
В условиях колониальной зависимости метрополия внеэкономическими и экономическими методами регулировала в своих интересах течение социально-экономических процессов в колониях. После достижения независимости в силу слабости частного национального капитала движущей силой консолидации воспроизводственных процессов мог стать либо национальный государственный, либо иностранный капитал. Отсутствие или неразвитость господствующего уклада повысили значение и самостоятельность государства, политического аппарата общества.
Государство в условиях дезинтегрированности хозяйства и не сформировавшегося гражданского общества является силой, способной ускорить процесс развития, преобразовать традиционные отношения.
• Доминирующей силой в аппарате государства становились представители того общественного слоя, который обладает относительной автономией от всех укладов — гражданская или военная бюрократия, рекрутированная из чиновников и интеллигенции.
Он позволяет государству в определенной мере выравнивать структурно-функциональные диспропорции и противоречия, которые характеризуют состояние производительных сил и общества развивающихся стран.
• Прямое участие государства в воспроизводстве связано с переходом в его собственность части ВВП и накопленного общественного богатства, в том числе определенной доли средств производства. Часть экономики, функционирующей на основе государственной собственности, образует государственный сектор экономики. Его создание вызывается тем, что на пути развития национального рынка встают технологические и инвестиционные преграды.
Инвестиционный барьер затруднял перелив средств из традиционных секторов хозяйства в современные, в результате консервировались отсталые экономические структуры. При этом уменьшался круг отраслей, в которых мелкий частный капитал может создавать современные предприятия. В государственном секторе воспроизводственный процесс может не связываться жесткими ограничениями закона стоимости.
Государство способно мобилизовать ресурсы в огромных размерах и использовать их в общественных интересах.
К середине 80-х годов государственный сектор занял сильные позиции в большинстве развивающихся стран. Государство практически полностью взяло на себя инфраструктурное строительство. В госсекторе были созданы и получили развитие такие отрасли, как металлургия, нефтедобывающая, машиностроение, химическая промышленность.
Доля государственного сектора в создании ВВП поднялась с 7% в начале 70-х годов до 12% в середине 80-х. Средняя для всех развивающихя стран доля государственного сектора не была выше его уровня в западных странах, но его роль была более важной, так как он был сосредоточен в современных отраслях, в частности, в тяжелом секторе обрабатывающей промышленности.
Государство может как стимулировать, так и препятствовать воспроизводству в отдельных секторах. Это вызывает необходимость определения количественных и качественных параметров для оптимального развития государственной собственности. Масштабы этих границ зависят от потенциала существующих социально-экономических секторов, характера решаемых задач, характера и степени участия страны в мирохозяйственных связях.
Средства, которые мобилизует государство в результате перераспределения национального дохода или в сфере собственной экономической деятельности, используются не только для стимулирования современных секторов предпринимательства, но и для решения ряда сложных и разнородных социальных задач, включая непосредственные цели модернизации (развитие образования, здравоохранения) и стабилизации процесса перестройки в виде различных выплат тем слоям населения, которые остаются за рамками современного развития.
Таким образом, государство не только способствует переходу общества на более высокую ступень экономического и социального развития, но и выполняет стабилизирующие функции, пытаясь снизить конфликтный потенциал.
Устанвливая определенные стимулы и ограничения, государство корректирует социальные и экономические условия, поддерживает баланс между современными и традиционными элементами.