Особая политика проводилась в отношении больных предприятий.


В середине 80-х годов на эти цели было направлено 7% общих плановых ассигнований. Были предприняты попытки ускорить техническую модернизацию крупного производства на основе увеличения государственных капиталовложений и расширения действия рыночных сил. Особая политика проводилась в отношении больных предприятий.

Для предотвращения их банкротства и связанной с этим безработицы государство национализировало ряд таких предприятий или установило над ними государственное управление. Одновременно проводилась политика развития мелкого предпринимательства в сельской местности (сельская индустриализация). Это требовало крупных государственных средств. Во второй половине 80-х годов дефицит государственного бюджета ежегодно составлял 7—9% ВВП. Государственный долг поднялся с 51 до 66% ВВП, а внешняя задолженность увеличилась с 16 до 29% ВВП.
К концу этого периода произошли крупные изменения в отраслевой структуре обрабатывающей промышленности. В полтора-два раза сократилась доля продовольственных товаров, хлопчатобумажных тканей, джутовых и текстильных изделий. В середине 50-х годов около 2/3 совокупной продукции промышленности приходилось на пищевые и текстильные товары, в конце 80-х годов — примерно 1/3. В два-три раза возросла доля нефтепродуктов, химических товаров, машиностроения.

Доля инвестиционных товаров достигла почти 10% промышленного производства.
Развитие промышленности привело к созданию в стране многоотраслевого хозяйственного комплекса, превращению национального хозяйства в саморазвивающуюся, самодостаточную систему.
• Пятый период охватывает 90-е годы и характеризуется либерализацией экономики. В этот период в силу кардинальных социально-экономических изменений в мировой и индийской экономике наиболее мощные монополистические группы пытаются решить экономические проблемы страны преимущественно путем активизации внешнеэкономических связей, в том числе сотрудничеством с ТНК.
Было проведено дерегулирование внешнеэкономической сферы. Средневзвешенный тариф понижен с 87% до 16%, а курс рупии по отношению к доллару — в 2,4 раза. Иностранный капитал получил возможность приобрести 51% акций в 34 приоритетных отраслях.

Число отраслей, в которых развивался государственный сектор, сокращено с 17 до шести. Государственные предприятия получили большую автономию при осуществлении хозяйственной деятельности, им разрешено создавать совместные предприятия.
Вместе с тем правительство проводило политику приоритетной поддержки отечественных предпринимателей. Сокращение государственной собственности осуществлялось осторожно, путем коммерциализации предприятий.
Социально-экономические реформы не привели к ускорению экономического роста. Среднегодовой прирост, по разным подсчетам, находился в пределах 5—6%, что ниже показателя 80-х годов. Для развивающейся страны данные темпы роста не обеспечивают экономического прорыва и значительного снижения бедности.

30.3. Характерные черты хозяйственного механизма

Общая характеристика. В ходе многолетних преобразований в Индии сложился особый тип производства, включающий государственное предпринимательство, крупные частные объединения, мелкое капиталистическое производство и традиционный сектор. Сохраняющаяся многоукладность препятствует созданию всеохватывающего хозяйственного механизма: он сохраняет свою фрагментарность. До сих пор рыночные, капиталистические отношения в хозяйстве, особенно в сельскохозяйственной сфере, соседствуют с полуфеодальными, поскольку прибыль не выступает регулятором хозяйственных процессов.

Удельный вес организованного сектора индийской экономики в национальном доходе превышает 50%, но в занятости — порядка 30%. В промышленности организованный сектор преобладает.
Основу неорганизованного, неформального сектора составляет домашняя промышленность, сосредоточенная главным образом в деревне и органически связанная с ее экономикой. Она представляет собой в основном унаследованную форму ремесленного производства индийской общины.
Сектор крупного частного предпринимательства. Структура индийского предпринимательства сильно поляризована. Главенствующие позиции в ней занимают представители крупнейших состояний.



Еще в колониальный период сложилась высокая концентрация производства при крайне незначительном развитии новых отраслей промышленности. В 1948 г. предприятия с числом занятых свыше 1000 человек составляли около 7% их общего числа, но на них было занято около 70% рабочей силы и приходилось более 70% вновь созданной стоимости в промышленности.
Сейчас подавляющая часть капитала сосредоточена в руках крупных промышленно-финансовых групп, ряд которых представляет собой порождения восточных монополий. В число крупнейших входят Тата, Хиндустан Левер, Амбани, Адутья-Бирла, Бая-Муканд. Активы 20 крупнейших торгово-промышленных групп составляют 30% совокупных активов частного акционерного сектора.

Под контролем крупнейших групп оказался ряд ключевых отраслей, определяющих основные направления технического прогресса: производство многих видов промышленного оборудования, сельскохозяйственное машиностроение, электротехническая, автомобильная и фармацевтическая промышленность, производство информационной техники.
Данные группы уже превратились в промышленные объединения. Увеличение их активов отражает концентрацию производства, а не подчинение мелких и средних производителей. Снизился торгово-ростовщический контроль и эксплуатация подконтрольных компаний.
Роль государства. После обретения Индией собственной государственности произошло резкое усиление хозяйственной роли государства. Государственное предпринимательство было сосредоточено прежде всего в крупной промышленности, где на него приходились почти 3/5 основного капитала и половина рабочей силы.



Это черная металлургия, машиностроение, химическое производство, нефтепереработка.
Доля государственных компаний в масштабе всего хозяйства невелика. Она поднялась с 3% в 1950 г. до 12% ВВП в 1986 г., составив 100% в железнодорожном, авиационном транспорте, 53 — в морском, 96 — в электроэнергетике, 100 — в нефтяной промышленности, 98 — в угольной, 93% — в банковском и страховом деле. В обрабатывающей промышленности участие государства оставалось относительно небольшим — 10%.

Поскольку госсектор развивался преимущественно в капиталоемких отраслях, его вклад в расширение занятости оказался значительно скромнее — с 4,2 до 7% экономически активного населения.
Развитие государственного сектора в наиболее капиталоемких отраслях инфраструктуры и промышленности резко ускорило создание отечественной базы важнейших средств производства, позволило проводить политику низких, нередко субсидируемых цен на их продукцию, что стимулировало ускоренное развитие большинства потребляющих ее отраслей экономики. Переход основной части банков в руки государства в 1969 и 1980 гг. усилил эффективность привлечения банковских вкладов, так как они гарантировались экономической мощью государства, повышением ставок по вкладам, расширением сети отделений.
Содействие решению общенациональных целей ограничивало прибыльность государственного сектора. Норма прибыли в общественном секторе была ниже частного, но за 80—90-е годы она значительно возросла (валовые прибыли к используемому капиталу в 1996 г. составили 15,1% против 7,8% в 1980 г.). Государственный капитал развивал отрасли, которые был неспособен поднять частный капитал, но от которых зависели условия воспроизводства во многих других отраслях хозяйства.
Ряд производств, доступных для мелкой промышленности, был зарезервирован за мелкими и средними предприятиями, самостоятельными производителями. Основным методом разделения сфер предпринимательства было промышленное лицензирование.
Большую роль в регулировании хозяйства играла кредитно-денежная политика правительства. Были созданы организации долгосрочного финансирования промышленности, которые расширили масштабы финансовой поддержки, способствовали изменению ее отраслевой и социально-экономической структуры. На финансирование промышленности была направлена налоговая политика, важнейшим элементом которой стало сочетание высокой прогрессивности обложения дивидендов и других распределяемых доходов, идущих на личное потребление.

При этом реинвестируемые прибыли имели льготы, распространявшиеся также на покупку государственных ценных бумаг, акций и облигаций промышленных предприятий.
Государство оказывало значительное воздействие на развитие сельского хозяйства. В его руках была сосредоточена основная часть ирригационной системы, орошавшей 40% соответствующих сельскохозяйственных земель. Центральное правительство устанавливало закупочные цены на минимальном уровне для пшеницы и риса и осуществляло разнообразный контроль над многими другими продуктами, применяя комбинацию ценового регулирования и субсидирования в целях поддержки предпринимателей и потребителей.

Для этого было создано 200 региональных сельскохозяйственных государственных банков. Государство субсидировало поставки воды для ирригации, электроэнергии, удобрений и ряда других важнейших средств производства.



Содержание раздела