2.2. Международная миграция рабочей силы
2.2.1. Сущность и влияние на благосостояние международной миграции рабочей силы
Международная миграция рабочей силы представляет собой один из наиболее сложных элементов международных экономических отношений, поскольку объектом являются человеческие ресурсы, что и определяет остроту возникающих в связи с международной миграцией рабочей силы проблем и многогранность последствий этого процесса. Международная миграция рабочей силы - это процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения. Помимо экономических мотивов процесс международной миграции обусловливается также соображениями политического, этнического, культурного, семейного и иного характера.
Международная миграция рабочей силы - это объективный процесс, присущий рыночной экономике. Он так же объективен, как процесс перелива капиталов между странами, развитие внешнеторговых связей, международной экономической интеграции. Трудовые ресурсы в соответствии с рыночными законами ищут себе наиболее выгодное применение, дающее максимальную эффективность.
Говоря о сопоставимости человеческих ресурсов с другими экономическими ресурсами на международных рынках, важно отметить и их особенности. Они отражают специфику товара “рабочая сила”, который является не только объектом, но и субъектом международных экономических отношений в данной сфере. Кроме того, процесс международной миграции оказывает не только экономическое, но и многоплановое социальное, демографическое и социально-психологическое влияние как на страны-”доноры”, так и на “принимающие страны”.
Странами-”донорами” обычно называются страны, откуда исходит эмиграция. Как правило, эмиграция улучшает положение на внутреннем рынке труда данной страны, частично снижается безработица. Кроме того, после работы за границей в страну возвращаются, как правило, более ква-лифицированные работники. Страны-”доноры” имеют возможность получать валютные переводы от своих эмигрировавших граждан, работающих за рубежом.
Конечно, возникают и минусы, которые состоят в оттоке части трудовых ресурсов, причем в наиболее трудоспособном возрасте. Страны-”доноры” также теряют часть понесенных затрат на общеобразовательную и профессиональную подготовку лиц, ставших эмигрантами.
“Принимающими странами” называют страны иммиграции. Плюсами для этих стран является, во-первых, определенная экономия на обучение работников-эмигрантов; во-вторых, экономия на заработной плате, так как труд иностранных рабочих оплачиваются ниже труда национальных кадров. В связи с этим даже различают два вида рынка рабочей силы: рынок “иностранной” и рынок “национальной” рабочей силы.
В-третьих, за счет иммигрантов расширяется емкость внутреннего рынка предметов потребления; в-четвертых, временно свободные денежные средства иммигрантов, хранящиеся на счетах в банках, могут быть использованы для финансирования экономики. Наконец, иммигранты играют значительную роль в изменении возрастной структуры трудовых ресурсов в сторону их омоложения.
К минусам иммиграции для “принимающих стран” следует отнести появление дискриминации по отношению к иностранцам, с одной стороны, и возникающее недовольство коренного населения - с другой. Кроме этого возникают проблемы социально-экономического, нравственного и идеологического характера. Поэтому существует необходимость как национального, так и межнационального регулирования миграционные процессов.
2.2.2. Проблема утечки умов
Различают два вида миграции рабочей силы: первый - это миграция малоквалифицированной рабочей силы (как правило, это миграция из развивающихся стран в промышленно развитые); второй - это миграция высококвалифицированной рабочей силы, так называемая “утечка умов”.
“Утечка умов” - это односторонняя миграция научно-технических кадров в рамках мирового хозяйства преимущественно в промышленно-развитые страны, ведущая к утрате странами-”донорами” квалифицированных специалистов. Осуществляется такая миграция по следующим основным каналам:
Ясно, что отдача от иммигрантов даже в чисто денежном выражении весьма высока для американского государства. Неизмеримо выше тот вклад, который вносят высококвалифицированные иммигранты в развитие американской науки, медицины, искусства. Только в 1993 г., например, в США въехало 23,5 тыс. ученых и инженеров из-за рубежа.
Важно, чтобы и эти страны научились ценить свои кадры, создавали им условия для реализации их потенциала, нормальные условия для работы и жизни.
2.2.3. Регулирование международной миграции рабочей силы
Процесс международной миграции рабочей силы и населения регулируется национальными законодательствами разных стран и международными правовыми актами. В национальном законодательстве находят отражение две тенденции: одна - к открытой экономике и соответственно к свободному перемещению трудовых ресурсов и населения; другая - к протекционизму и ограничениям в области международной миграции.
В каждой стране вырабатывается национальная миграционная политика. Миграционная политика государства - это комплекс законодательных, организационных и других мер, направленных на регулирование въезда в страну и выезда из страны, предоставление и лишение гражданства или иного статуса проживания в стране, использование в стране иностранной рабочей силы, создание системы социальной защиты работников-мигрантов в период их работы за рубежом, регламентирование потоков беженцев и их социальную защиту.
В связи с ростом политической и демографической нестабильности в 90-х гг., усложнением процесса адаптации и трудоустройства иммигрантов многие европейские страны, а также США перешли к проведению миграционной протекционистской политики с целью защитить интересы своего населения и экономики. Так, в США по закону об иммиграции, вступившему в силу в ноябре 1990 г., начиная с 1995 г. в страну ежегодно допускается не более 675 тыс. человек. Закон также вводит квоту для лиц, въезжающих в США в поисках работы, - 140 тыс. человек в год. Франция в 1993 г. также ограничила въезд новых иммигрантов.
ФРГ приняла решение не предоставлять вид на жительство претендентам на въезд, а также гражданство детям работающих по контракту мигрантов, преимущественно турецкого происхождения, что ранее было предусмотрено законом. Аналогичные ужесточения иммиграционного законодательства введены в Австрии, Италии, Испании, Португалии.
Важная особенность регулирования международной миграции рабочей силы состоит в том, что оно осуществляется двумя (или более) субъектами, воздействующими на разные стадии перемещения населения и преследующими зачастую несовпадающие интересы. Если страна-импортер рабочей силы в большей степени отвечает за прибытие и использование мигрантов, то в функции страны-экспортера рабочей силы в большей степени входит регулирование оттока и защита интересов мигрантов за рубежом.
Во многих аспектах интересы стран-экспортеров и импортеров рабочей силы оказываются тесно переплетенными. Правовое выражение взаимной заинтересованности стран, принимающих и направляющих мигрантов, осуществляется в форме двух- или многосторонних международных соглашений по вопросам миграции.