Статистика изменений в регулировании ПИИ в мире


комиссия ООН по международному торговому праву, которая, в частности, занимается урегулированием споров по инвестициям. '
Начиная с 80-х годов многие страны изменили свою политику в отношении ТНК в сторону либерализации, что объясняется объективными процессами, происходящими в современной мировой экономике: нарастающее влияние НТР во всех сферах мирового хозяйства, его интернационализация, изменения в социальной структуре общества, однотипность решаемых практически перед всеми странами мира задач. Среди последних:
создание условий для долгосрочного экономического роста;
оказание повышенного внимания научно-технической политике;
укрепление экономического потенциала страны на основе глубоких структурных сдвигов;
качественное обновление производственной базы страны и усиление конкурентоспособности ее продукции.
В развивающихся странах к этому добавились:
долговой кризис;
неэффективность социально-экономической политики, связанной с большой долей государственного регулирования в экономике;
постепенное накопление опыта эффективного регулирования деятельности иностранного капитала в национальной экономике;
новое понимание роли транснационального бизнеса в экономике PC, возможность решить многие проблемы экономического развития посредством сотрудничества с международными компаниями.
Эти задачи невозможно было решать только административными методами, путем государственного вмешательства в экономику, поэтому механизм государственно-монополистического регулирования трансформировался в пользу поощрения инициативы частного предпринимательства и изменилась политика в отношении международных монополий.
В 80-х годах было существенно либерализовано законодательство, касающееся слияний и поглощений. В 1988 году создается Международное агентство по инвестиционным гарантиям, главной целью которого становится поощрение иностранных инвестиций на производственные цели, особенно в развивающихся странах.
Для усиления политической, дипломатической и юридической поддержки национальных ТНК, промышлен-но развитые страны заключают двусторонние соглашения о защите инвестиций со странами основными реципиентами транснационального предпринимательского капитала. Для этих соглашений характерно:
продвижение обоюдных принципов национального режима и «минимального стандарта», означающих обращение как с иностранными предпринимателями, так и с отечественными;
сокращение и ослабление преграды на пути допуска зарубежных ТНК в национальную экономику.
Меры по содействию деятельности национальных ТНК на зарубежных рынках осуществляются не только ради самих ТНК, но и стали выступать частью общей внешнеэкономической стратегии стран-реципиентов, скоординированной с ее внешнеэкономическими интересами.
Использование возможностей ТНК на благо внутренней экономики благотворно отразилось на эффективности мирового хозяйства в целом. В частности, в США одним из следствий подобной политики стал скачкообразный рост капиталовложений американских ТНК в собственную экономику.
В странах ЕС такая политика, в сочетании с созданием общего внутреннего рынка, привела к резкому роста числа слияний и поглощений среди ТНК, к перестройке корпоративной структуры экономики Западной Европы в целом, к более успешной конкуренции против американских и японских ТНК.
Лишь в экономике Японии сохраняется «двойной стандарт»: поощряется внешняя экспансия национальных монополий при наличии многих барьеров, препятствующих проникновению иностранных компаний в страну.
В 90-е годы либерализация как магистральная тенденция государственного регулирования иностранных прямых инвестиций сохранилась. Практически все страны мира сейчас активно приветствуют ПИИ и стремятся улучшить инвестиционный климат для них: отменяют существовавшие ранее ограничения, укрепляют гарантии от экспроприации и национализации, дают больший простор действию рыночной конкуренции. По данным экспертов ЮНКТАД, отслеживающих изменения в регулятивной практике в 64 странах мира, в 1995 году из зафиксированных 112 случаев таких изменений в 106 случаях инвестиционный режим менялся в сторону либерализации или стимулирования ПИИ.


Все большее значение приобретает развитие концептуальных основ, принципов и стандартов межгосударственной координации регулирования ПИИ. Множится число специальных двусторонних соглашений по инвестиционным вопросам, в которых закрепляются условия допуска инофирм на рынки и защиты интересов инвесторов. Тем самым в законодательстве и административном регулировании находит конкретное выражение признание высокой роли ПИИ для развития национальной экономики принимающих стран.

Одновременно в межправительственных инвестиционных соглашениях могут оговариваться возможности ограничения основополагающего принципа свободы перемещения капиталов, как правило, в целях регулирования платежного баланса страны.


По состоянию на июнь 1996 года в мире насчитывалось 1160 подобных соглашений, охватывавших 155 государств. Подавляющее большинство (около 2/3) было заключено в 90-е годы (только в 1995 году 172 договора). Нужно отметить, что если изначально двусторонние соглашения регулировали прежде всего отношения между развитыми и развивающимися странами, то теперь они все чаще затрагивают инвестиционные потоки внутри группы развивающихся государств и в страны с переходной экономикой.
О динамике процесса либерализации свидетельствуют данные табл. 5.
На региональном уровне, как правило, речь идет о регулировании весьма широкого круга вопросов, прямо или косвенно затрагивающих ПИИ и ТНК. В разных регионах мира интеграционные процессы имеют свою специфику, поэтому в отличие от двусторонних инвестиционных соглашений здесь нет единообразия в подходах к мерам по обеспечению свободы движения капиталов. Более того, сами такие меры рассматриваются лишь как часть общей системы экономического взаимодействия.

При этом в зависимости от целей и контекста соответствующих соглашений (которые обычно имеют юридически обязывающий характер) могут даваться разные определения инвестиций.

Таблица 5
Статистика изменений в регулировании ПИИ в мире



1991 г.

1992 г.

1993 г.

1994 г.

1995 г.

Число стран, в которых произошли изменения в инвестиционном режиме






Общее число изменений в регулировании ПИИ






Изменения в сторону
либерализации ПИИ






Изменения в сторону усиления контроля над ПИИ


-






Соглашения на региональном уровне обычно затрагивают не только меры, собственно государственной политики в отношении ПИИ: формы либерализации (снятия ограничений), защиты инвестиции, способы разрешения инвестиционных споров, ко и определенные правила поведения самих иностранных инвесторов, в частности, отказ от ограничительной деловой практики, незаконных платежей, обязательства по соблюдению определенных норм в области раскрытия ^информации о своей деятельности, трансфертного ценообразования, трудовых отношений, защиты окружающей среды. В случаях, когда та или иная участвующая в региональных соглашениях страна не может в силу недостаточного уровня развития полностью соответствовать всем требованиям, оговариваются специальные условия (исключения, отклонения или поэтапного подключения к общим правилам).
Самый высокий уровень координации регулирования ПИИ многосторонний. Как показывает практика, здесь пока в основном решаются вопросы специфического характера, касающиеся отдельных секторов экономики (услуги, страхование, интеллектуальная собственность) или конкретных проблем деятельности ТНК (критерии оценки их деятельности, разрешение споров, обеспечение занятости и соблюдение национального трудового законодательства, стимулы для инвестиций, ограничительная деловая практика, политика конкуренции, защита потребителей).
В многосторонних соглашениях по инвестициям в наибольшей мере находит отражение понимание взаимосвязи между ПИИ и экономическим развитием, в частности, закрепляются особые пожелания и потребности развивающихся стран. Самыми конкретными и важными на настоящий момент являются договоренности, достигнутые в рамках Всемирной торговой организации (ВТО): Всеобщее соглашение по торговле услугами (GATS) и серия так называемых соглашений TRIPS (права интеллектуальной собственности, связанные с торговлей) и TRIM (меры в отношении инвестиций, снизанных с торговлей). На многостороннем уровне также принят рекомендательный Список видов ограничительной деловой практики.
Продолжаются поиски путей дальнейшего развития межгосударственной координационной политики в отношении ПИИ. В числе важнейших инициатив последнего времени переговоры в рамках ОЭСР по заключению Многостороннего соглашения по инвестициям с целью устранения всякой дискриминации между отечественными и иностранными инвесторами. Смысл Соглашения состоит в том, чтобы еще больше интенсифицировать трансграничные потоки производительного капитала, обеспечив для него наивысшие стандарты либерализации и защиты, а также эффективные процедуры разрешения споров.Хотя соглашение предполагается заключить между странами-членами ОЭСР, оно будет открыто для участия и других стран.

Проблемы ПИИ выдвигаются на передний план и в ряде других региональных и межрегиональных форумов, в частности в АСЕАН, ОПЕК, НАФТА, MEPKOCYP, а также в рамках Зоны свободной торговли Северной и Латинской Америки, Европейской Энергетической Хартии.
ООН также стремится сохранить свою традиционно высокую роль в изучении процессов международного инвестирования и выработке мер практической политики по отношению к ТНК. В частности, на IX Конференции ЮНКТАД (1996 г.) была поставлена задача углубленного анализа значения международных соглашений по ПИИ для развивающихся стран и государств с формирующейся рыночной экономикой .
Таким образом, характерная особенность 90-х годов кардинальный сдвиг в направленности регулирования иностранных инвестиций. Если в первые послевоенные десятилетия основной вектор политики в отношении ПИИ определялся ограничениями и мерами контроля, то сейчас центральной задачей практически всех правительств выступает привлечение иностранных капиталов в национальную экономику.
Сейчас, по сути дела, набирает силу процесс конвергенции национальных правил в отношении ПИИ. Очевидно, что подход к ПИИ, базирующийся на признании интересов всех участвующих сторон и направленный на обеспечение взаимной выгоды, в конечном итоге является наиболее эффективным. На практике это сводится к поиску оптимального баланса прав и обязательств участников тех или иных многосторонних инвестиционных соглашений.
Заключение
Начиная с конца 90-х годов в мире функционирует около 60 тыс. международных корпораций, имеющих 500 тыс. зарубежных филиалов и аффилированных (зависимых) компаний по всему миру. Они контролируют до половины мирового промышленного производства, 63% внешней торговли, а также примерно 4/5 патентов и лицензий на новую технику, технологии и ноу-хау.
Таким образом, под контролем ТНК находится 90% мирового рынка пшеницы, кофе, кукурузы, лесоматериалов, табака, джута и железной руды; 85% рынка меди и бокситов, 80% чая и олова, 75% бананов, натурального каучука и сырой нефти. Половина американского экспорта осуществляется американскими и иностранными ТНК. В Великобритании эта доля достигла 80%, в Сингапуре 90%.

Большая часть платежей, связанных с трансфертом новых технологий, осуществляется внутри ТНК. В США доля ТНК в трансфертах технологий составляет 80%, в Великобритании 90%
Литература:
1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические
отношения: Учебник. М.: Юристь, 1999. С. 218-
236.
2. Киреев А. Международная экономика. М.:
Международные отношения, 1997. С. 303-307.
3. Мовсесян А.Г. Транснационализация в мировой экономике. М.: ФА, 2000.
4. Сергеев П.В. Мировое хозяйство и международные экономические отношения на современном этапе. М.: Новый юрист, 1998.

С. 105-109.
5. Фишер П. Прямые иностранные инвестиции для России. М.: Финансы и статистика, 1999.
6. Бадрак А, О влиянии ТНК на мировую торговлю //
РЭЖ, 1999, № 2.
7. Винокуров Е. ТНК и региональная экономическая интеграция в ЕС // МЭ и МО. 2000. № 10.
8. Дементьев В. ФПГ в российской экономике //
РЭЖ. 1999. № 2.
9. Калин А. Национальные особенности корпоративного развития. // Экономика и жизнь. 1998. № 19.
10. Колпаков С. Организация международных консорциумов в авиапромышленности: мировой опыт и уроки для России // РЭЖ. 1999. №2.
11. Нухович Э. Современная мировая экономическая система // РЭЖ. 1996. № 7-9.
12. Титов К. Международное антимонопольное регулирование и ВТО // МЭ и МО. 2000. № 10.
13. Хуснутдинов М. Конвенция о ТНК: условия принятия и реализации // РЭЖ. 1998. №4.



Содержание раздела