Сегодня Россия вновь находится на старте своего обновления, как это неоднократно бывало в ее истории. Переворот в октябре 1917 г. не просто затормозил развитие России, а отбросил ее назад, резко ухудшив исторические перспективы.
Но теперь, в начале XXI в., впервые за многие годы появляется надежда на то, что рыночные преобразования, как и инвестиционный процесс, антимонопольная борьба и реструктуризация убыточных предприятий, получат серьезную институциональную (в том числе и государственную) поддержку. В обществе должны вызревать условия для консолидации сил рынка, его правовой и социальной поддержки со стороны обновляющихся и укрепляющихся органов государственной власти.
Администрация В. Путина не скрывает своих неолиберальных и демократических взглядов, не отказывается от намерения дать новую жизнь рыночным реформам и выйти наконец из порочного круга, в котором новые начинания и надежды сменяются отступлениями в прошлое и разочарованиями. Приход в стране просвещенного авторитарного правления на период до завершения давно уже начатых, но вялотекущих реформ — вполне вероятная перспектива на среднесрочный период. Похоже, что в российском обществе созрели широкомасштабные
настроения и требования в пользу национального возрождения и
вступления страны на путь еще более глубоких экономических и демократических преобразований.
Реальный крах социализма и коммунистической идеологии в России требует решительной государственной поддержки начавшихся неотрансформационных процессов. Необходимо
разработать долгосрочную стратегию социально-экономическо-
го развития страны, всемерно укреплять ее внутреннее единство, не допуская даже элементов сепаратизма и распада, поднимать экономику Сибири и Дальнего Востока. Не следует поддаваться настроениям нарастающего противостояния Западу, а твердо и решительно заняться внутренними проблемами нашего собственного дома. Что для этого надо делать?
Во-первых, на какой-то период потребуются авторитарно-демократический режим и авторитарный лидер, которые направят свои усилия на консолидацию групп населения и разных политических движений. Это, кстати, соответствует российскому менталитету, российским национальным традициям.
Во-вторых, необходимо, чтобы просвещенный авторитаризм был цивилизованным, направленным на формирование зрелой рыночной экономики, гибкого и эффективного производства, основанного на высоких технологиях и отвечающего требованиям XXI в. При этом весьма опасно нарушать сложившееся равновесие в рыночных структурах и предпринимательской среде, занимаясь неоправданным переделом собственности.
В-третьих, государство должно всячески поддерживать и стимулировать инвестиционный процесс, гарантировать вклады населения в банках, защищать права собственников, бороться с коррупцией и незаконным вывозом капитала из страны, всемерно помогать мелкому бизнесу, предпринимательской активности и формированию нормального рыночного менталитета в обществе.
Недавний отечественный опыт показал, что для создания в короткие сроки цивилизованного рынка необходима сознательная и целенаправленная государственная поддержка. Если государство уходит от управления этим процессом, его место тотчас занимают ловкие олигархи или, что хуже, криминальные структуры, и вместо госкапитализма или капитализма свободной конкуренции создается модель мафиозно-олигархического капи
тализма. Кроме того, государство должно помочь преодолеть тяжелое наследство социализма: гигантские монополии и производственные предприятия, уродливую структуру всей экономики, отсталые технологии, нерыночный менталитет.
Для этого необходимы правовые основы цивилизованного хозяйствования в условиях рынка, контроль денежного обращения и восполнение тех прорех, которые неизбежно оставляет за собой развитие рыночных отношений, в частности, имеются в виду прорехи в социальной сфере. Забота об укреплении социальной базы реформ и доверия к ней граждан должна целиком лежать на государстве.
Важно, чтобы государство не на словах, а на деле защищало рыночную систему, т. е. экономические свободы, равные условия для всех участников экономической деятельности, стабильные нормы хозяйствования. Только в этом случае появятся надежный экономический рост и повышающиеся эффективность производства и благосостояние народа. Рыночная экономика по своей природе нуждается в сильном государстве, но не для восстановления централизованного планирования и возвращения к фиксированным госценам, а для гарантии нормального функционирования цивилизованного рынка (рынка потребителя), демократии и процветания страны.
Кстати, "младореформаторы" никогда и не предлагали "убрать" государство из экономики, а "отмирание государства", помнится, провозглашал всерьез не кто-нибудь, а В.И. Ленин.
Либерализация цен, приватизация и политика финансовой стабилизации осуществлялись в России на основе решений государства, государственной поддержки. Другое дело, что политическая воля президента Б.Н. Ельцина была проявлена недостаточно, а набравшие вдруг силу ярые противники рыночных реформ чуть было не вернули страну в ее социалистическое прошлое (в 1993 и 1996 гг.).
Как оказалось, и российское общество проявило неготовность к восприятию быстрых рыночных реформ и желало постепенности и авторитаризма в их проведении. Тем не менее уже в 1999 г. стало ясно, что российское общество отвергло такие "ценности" программы левой оппозиции, как реприватизация, или проведение новой национализации, возврат к фиксированным государственным ценам и рационированию, несвободе личности, отмене хожде
ния доллара, популистскому повышению зарплаты и пенсий, ведущему к неизбежной инфляции и падению курса рубля, противостояние во всем Западу, русский шовинизм и национализм, изоляционизм от Запада и т. п.
В начале 2000 г. в стране начали складываться основы политической стабильности, появился центристский парламент, левая оппозиция потеряла в нем большинство мест. На этой базе логично было бы формирование цивилизованной двухпартийной системы, нормальных путей дальнейшей демократизации страны и развития рыночных отношений. Новый президент страны В. В. Путин проявил способность и решимость всячески содействовать экономическому росту и выходу России из исторического тупика, в котором она оказалась.
Но главное — приступить к утверждению в России новой модели экономических реформ — модели, основанной не только на сильной власти всех государственных, общественных и
предпринимательских институтов и структур, но и на достигнутой наконец стабильности в обществе, в экономике, финансах и государстве.
Основными элементами этой модели являются:
Таким образом, речь идет о новой экономической модели и о новой экономике без романтики и дилетантизма. Это требует широкого использования современных экономических знаний, серьезного развития экономической науки в стране. Как говорил В. Путин, его позиция состоит в том, "что |наша страна должна быть сильным, мощным государством, эффективным, должна быть государством, в котором граждане Российской Федерации и все те, кто хочет работать, сотрудничать с Россией либо жить здесь, чувствовали бы себя комфортно, чувствовали бы себя защищенными, чувствовали бы себя, если хотите на простом языке, в своей тарелке всегда, чувствовали себя психологически, морально и экономически комфортно"1.
Либеральное направление экономических реформ в России получило дополнительную поддержку в связи с формированием правительства М. Фрадкова ко второму президентскому сроку В. Путина. Удельный вес либералов-рыночников в этом правительстве увеличился более чем в 2 раза по сравнению с предыдущим правительством М.