Примерно 3/4 современного мирового рынка информационных услуг приходится на операции пяти стран. Причем доля США более 50%, что значительно больше доли этой страны, например, в мировой торговле (12%). На втором месте Япония, объем операций которой в 1995 г. оценивался в 3,5 млрд долл., т.е. приближался к 10% мирового рынка. Третье место занимает Великобритания. В списке мощных ЭВМ мира (ТОП 500) к суперЭВМ относят вычислительные системы общего назначения, быстродействие которых составляет десятки миллионов операций с «плавающей» запятой в секунду.
Этот список возглавляет компания «Intel». Несмотря на широкую конкуренцию и развитие информационных технологий, в 90-е гг. все в большей степени встают вопросы создания государственных и межгосударственных информационных и телекоммуникационных инфраструктур, а также мощных суперкомпьютерных компаний. В США, Западной Европе и Японии ведутся работы в рамках государственных и межгосударственных программ. Европейская комиссия объединила свои ресурсы с целью развития информационных технологий, коммунальных инфраструктур и вычислительных систем. В настоящее время выполняется четырехрамочная программа (19941998 гг.), объем финансирования которой 3,6 млрд ЭКЮ. Основными направлениями этой программы является создание высокопроизводительной вычислительной сети (стоимость данного проекта оценивается в 244 млн ЭКЮ) и передовых коммуникационных технологий и обслуживания (630 млн ЭКЮ).
Общий объем финансирования 215 млн долл. в год.
Страны ЕС пытаются создать собственные мощные вычислительные системы и нарушить монополию США и Японии. Уже сегодня существуют системы суперкомпьютерных центров ЕС (ФРГ, Великобритания, Франция, Италия и др.). Их финансирование осуществляется в основном за счет государственных средств, а также других источников, в том числе из местных бюджетов.
Развитие экономики все в большей степени будет нуждаться в развитых информационных услугах, а процесс интернационализации национальных экономик будет способствовать дальнейшему расширению международных информационных услуг.
Рынок транспортных услуг представляет собой куплю-продажу услуг по перевозке, транспортировке грузов из одной страны в другую. Транспорт является ведущим связующим звеном во внешней торговле товарами. Товары сами по себе перемещаться от продавца к покупателю не могут, поэтому возникают определенные посреднические операции по их перемещению, выделяющиеся в самостоятельную сферу услуг, транспортные операции, осуществляемые транспортными организациями.
Такие операции наряду с национальными (транспортировка внутри страны) могут быть и международными, если они связаны с перемещением внешнеторговых грузов на внешних, относительно страны-продавца и страны-покупателя, участках маршрута перевозки.
Обычно процесс доставки в международной торговле включает перевозку, международную транзитную перевозку и транспортировку от пограничного пункта страны-импортера до внутреннего пункта потребления товара. В более широком смысле международные транспортные услуги помимо непосредственно перевозочной деятельности включают различные сопутствующие операции: доставка грузов от склада отправителя до ближайшего грузового терминала, его погрузка на магистральные транспортные средства, перегрузка на другие виды транспорта в промежуточных пунктах и переоформление перевозочных документов.
Рынок транспортных услуг появился достаточно давно, раньше, чем другие рынки услуг, что связано с его ролью в развитии мировой торговли. При осуществлении международных экономических связей транспорт обеспечивает перемещение предмета транспортной операции между двумя и более странами. Впоследствии рынок развивался и расширялся довольно быстрыми темпами, особенно в период так называемой транспортной революции 6080-х гг.
XX в. В 90-е гг. он продолжает сохранять устойчивые темпы роста.
В процессе развития рынка создавались новые транспортные средства, произошли изменения в сфере транспорта, что привело к появлению интермодальных перевозок, в которых участвуют два и более видов транспорта. Такие перевозки отличаются большой слаженностью, высокими качественными стандартами, синхронностью работы участников транспортного процесса. Изменились и технологии перевозки и погрузочно-разгрузочных операций. Удельный грузооборот на всех видах транспорта существенно возрос. Так, в 1997 г. всеми вицами транспорта, участвующими во внешних связях России, было перевезено 560 млн т экспортно-импортных грузов.
Постоянно увеличивается спрос на международные перевозки грузов и пассажиров. В авиации за прошедшие 15 лет грузооборот более чем удвоился, на морском флоте увеличился в 1,5 раза*.
* Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 8. С. 50.
В международном транспортном процессе основными агентами выступают грузовладельцы и перевозчики. Кроме того, в нем участвуют различные хозяйствующие субъекты, включая операторов грузовых терминалов.
Международные транспортные услуги, являясь специфическим товаром, продаются и покупаются на международных транспортных рынках, которые различаются в зависимости от следующих факторов.
1. От географических районов перевозки межстрановые, межконтинентальные. В географическом отношении в последнее время перевозка грузов и пассажиров между разными странами и континентами все больше превращается в единый технологический процесс. В 90-е гг. шире стали использоваться так называемые транспортные коридоры, объединяющие на определенных направлениях сразу несколько видов транспорта для перевозок через территорию ряда стран с соответствующим финансовым и правовым обеспечением.
2. От видов перевозимых грузов грузовой, пассажирский. Наиболее развит грузовой транспорт. На рынке грузовых и пассажирских транспортных услуг ведущими являются США, Великобритания и Франция.
3. От видов транспорта морские перевозки, внутренний водный транспорт, автомобильный, воздушный, трубопроводный, железнодорожный транспорт.
Морские перевозки. Мировой фрахтовый рынок представляет собой сферу контрактов между производителем продукции транспорта, предлагающим транспортную услугу, и потребителем, предъявляющим спрос на данный специфический вид товара. Этому рынку принадлежит главное место в формирующейся единой транспортной системе, на него приходится 80% всего грузооборота мировой торговли.
Рынок морских перевозок можно классифицировать:
По типам фрахтуемых судов на рынки сухогрузного и танкерного тоннажа. Большая роль принадлежит танкерным судам, на которые приходится 70% всего тоннажа, хотя наблюдается ярко выраженная тенденция к его сокращению. Суда универсального типа для перевозки генеральных грузов составляют 13,8%, а контейнеровозы 6,4%.
По видам сообщения рынки трампового и линейного тоннажа.
По видам судов рейсового и арендованного тоннажа.
По географии на секции: североевропейский, средиземноморский, дальневосточный, североамериканский, южно-американский.
По предложению транспортных услуг.
Основным международным соглашением, определяющим взаимоотношения участников договора морской перевозки и правовой статус коносамента, является Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте (1924 г.). С этого времени объем международных морских перевозок растет из года в год, за исключением определенных кризисных моментов, последний из которых был в 1988 г. Затем вновь наблюдался устойчивый рост объема мировых перевозок. В 1995 г. он вырос на 3,7% (4,65 млрд т), в 1996 г. на 3,5% (4,8 млрд т), в 1997 г. достиг 5 млрд т. Согласно прогнозам, до 2006 г. ожидается ежегодный его прирост на 3,9%. Еще одним показателем развития рынка морских перевозок выступает суммарная грузоподъемность (см. табл.
6.10).
Таблица 6.10
Суммарная грузоподъемность, млн т дедвейта
1988 г. |
1990 г. |
1995 г. |
1996 г. |
1997 г. |
2006 г. (прогноз) |
628,0 |
658,4 |
734,9 |
758,2 |
780 |
880 |
Источник: Мировая экономика и международные отношения. 1997. №8.
Рост морского флота происходил за счет увеличения тоннажа развитых государств и флота так называемых «стран открытой регистрации», на которые приходится более 70% мирового торгового флота (см. табл. 6.11). Самый большой торговый флот в мире в Японии, где судоходство составляет 50% экспорта услуг Великобритании, ФРГ, Норвегии.
Тоннаж стран Восточной и Центральной Европы в последние годы несколько снизился и составил 4% общего мирового торгового тоннажа. При этом возросла доля развивающихся стран с 10% в 1980 г. до 19,7% в 1997 г., а абсолютный размер их флота увеличился более чем в два раза.
Таблица 6.11
Страны |
Число судов |
Вместимость, т |
Греция |
3 144 |
67 453 656 |
Япония |
4 295 |
61 535 870 |
США |
2 091 |
38 243 232 |
Великобритания |
1 932 |
30 928 561 |
Норвегия |
1 652 |
30 093 038 |
Гонконг |
2 932 |
19 045 742 |
Россия |
2 186 |
10 903 866 |
Китай |
1 643 |
17 956 368 |
Германия |
1 548 |
12 734 225 |
Источник: Бюллетень иностранной коммерческой информации. 1998. № 105.
Российский флот также предоставляет транспортные услуги, хотя доля торгового флота в перевозке экспортно-импортных грузов снизилась в 1998 г.