Выходит на английском и французском языках.


"Статистический внешнеторговый товарный справочник - Commodity Trade Statistics". Издается ежеквартально с 1962 г. отдельными тетрадями, каждая из которых содержит сведения об одной или нескольких странах. Данные приводятся нарастающим итогом (квартал, полгода, 9 месяцев, год) по классификационной схеме и 769 товарным позициям СМТК ООН.

Стоимостные показатели даны в долларах США, а количество товаров - в метрических единицах измерения.
"Мировая торговля (приложение) - World Trade Annual (Supplement)". Издаются на английском языке с 1963 г. фирмой "Walker and Company" (New York) в соответствии с контрактом, заключенным с Отделом статистики ООН. Справочник издается в пяти томах. В них приведены данные о внешней торговле 24-стран, на долю которых приходится около 4/5 мировой торговли и 1300 товарных позиций, расположенных по схеме СМТК ООН.

Стоимостные показатели по всем странам мира исчислены в долларах США, а количество - в метрических единицах измерения.
Региональные комиссии, действующие в рамках ЭКОСОС (ЕЭК, ЭСКАТО, ЭКЛАК, ЭКА, ЭКЗА) выпускают собственные статистические издания, содержащие обширные сведения о состоянии экономики стран в регионах их компетенции.
В систему ООН входит целый ряд специализированных учреждений, статистические издания которых могут представлять большой интерес при проведении анализа экономического положения страны. Это в первую очередь МВФ, ФАО, МОТ и т.д.
Кроме перечисленных служб большую статистическую работу в Секретариате ООН ведут ЮНКТАД и ЮНИДО. В частности, ЮНКТАД издает статистический справочник по международной торговле и развитию, в котором публикуются сведения, относящиеся к анализу и проблемам мировой торговли. Справочник, как правило, выходит раз в 4 года.

Выходит на английском и французском языках.
Международные организации, действующие вне системы ООН, также осуществляют сбор и распространение статистической информации. К наиболее крупным из них относятся ОЭСР и ЕС. К прочим организациям относится огромное количество различных международных политических, профсоюзных, научных, технических, спортивных и иных организаций, в той или иной мере занимающихся статистической деятельностью.
И наконец, большая группа статистической информации содержится в национальных, включая правительственные и неправительственные, службы и их статистические и аналитические издания. В качестве примера приведем некоторые национальные статистические издания: США - "Board of Governors of the Federal Reserve System" и "Survey of Current Business", Австралия - "Digest of Current Economic Statistics", ФРГ - "Federal Bank, Monthly Report".
Кроме того, собирая информацию по вопросам МЭО, необходимо внимательно изучать и анализировать не только официальные источники, но и, например, взгляды оппозиции на экономическую политику правительства, т.е. учитывать все альтернативные точки зрения.



5. ПЕРЕХОД РОССИИ НА ПРИНЯТУЮ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАКТИКЕ СИСТЕМУ УЧЕТА И СТАТИСТИКИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.
Сформированная в период господства административно-распределительной системы статистика в нашей стране во многом основывалась на принципиально иных методологических основах, отличных от тех, которые существовали в большинстве стран мира. Проведение экономических реформ настоятельно требовало перехода на новую методологию и систему счетов. Необходимо было формирование такой системы показателей и системы статистического анализа, которые адекватно отражали бы состояние и развитие экономики. При этом Россия как страна евроазиатская должна осуществлять взаимодействие не только со странами Европы, но и учитывать значительную часть своих экономических интересов на Азиатском континенте и других регионах мира. А это означало, что для России необходимо использование двойной классификационной базы - Мирового сообщества и Европейского союза.

В настоящее время значительная часть общероссийских классификаторов напрямую базируется на действующих международных классификациях. Так, базой для Общероссийского классификатора видов экономической деятельности и услуг (ОКДП) послужила МСОК и Классификатор видов экономической деятельности Европейского Союза.


Переход Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики осуществляется с 1992 г. (справедливости ради следует сказать, что в определенной степени переход начался еще в период существования СССР - в 1988 г. на основе "Государственной программы перехода РФ на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики" (Постановление Верховного Совета РФ от 23 октября 1992 г. N 708-1), рассчитанной до конца 1995 г.
В 1996 г. работа по переходу велась на основании Федеральной программы статистических работ на 1996 г. Одновременно шла работа по разработке Федеральной программы реформирования российской статистики до 2000 г.
Основной задачей в области макроэкономики стал переход от БНХ к СНС, т.е. переход от расчета СОП (совокупного общественного продукта), куда большинство услуг не включались, к СНС, где главным результативным показателем является ВВП. Задачей в области внешней торговли стал переход от ЕТН ВТ (Единой товарной номенклатуры Внешней торговли) к ГС (Гармонизированной системе описания и кодирования товаров); в производстве - от Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства к Международной Стандартной Промышленной классификации (т.е. МСОК -международная стандартная отраслевая классификация); в области финансов - к Статистике Государственных Финансов МВФ и т.п.
В ходе выполнения Государственной программы перехода сделано немало. Так, созданная Единая система классификации и кодирования информации (ЕСКК) является важным шагом в условиях перехода к рыночным отношениям и развития процессов интеграции с международным сообществом. ЕСКК обеспечивает достоверность и сопоставимость экономико-статистических и социальных показателей финансово-хозяйственной деятельности. Кроме этого, в рамках Программы для внедрения и использования в системе статистики было разработано около 20 общероссийских классификаторов, среди которых следует выделить:
Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления (ОКОГУ) (введен в действие с 1 января 1996 г.;
Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО) (введен в действие с 1 июля 1994 г.);


Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, товаров и услуг (ОКДП) (введен в действие с 1 января 1994 г.);
Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ) (введен в действие с 1 января 1995 г.);
Общероссийский классификатор продукции (ОКП) (введен в действие с 1 июля 1994 г.);
Общероссийский классификатор валют (ОКВ) (введен в действие с 1 июля 1995 Г.);
Общероссийский классификатор единиц измерения (ОКЕИ) (введен в действие с 1 января 1996 г.).т.д.
На этом работа не завершена. Госкомстат РФ и Центр по экономическим классификациям проводит разработку общероссийских классификаторов форм собственности и организационно-правовых форм взамен соответствующих ведомственных классификаторов Госкомстата России. В основу этих классификаторов положены Гражданский кодекс (часть 1) и законы "Об общественных объединениях", "Об иностранных инвестициях в РСФСР", "О потребительской кооперации в российской Федерации", "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Ведется большая работа по переводу такой важной сферы статистики, как финансы на общепризнанные международные требования.

На основе стандартов ООН и Международной системы национальных счетов разрабатываются общероссийские классификаторы финансовых активов, непроизводственных активов и ценностей, предназначенные для информационной поддержки СНС РФ. Госкомстат, Госстандарт, ЦБ РФ разрабатывают общероссийские классификаторы, связанные с финансово-кредитной деятельностью: платежного оборота и информации по денежному обращению, классифицирующие расчетно-денежные операции и документацию с учетом международных требований по статистике и на основе изменений в экономике.
Осуществляется переход в статистике на СНС и различные международные классификации и в большинстве стран СНГ. В некоторых странах данные собираются и публикуются как по СОП, так и по ВВП, поскольку многие элементы БНХ используются и при построении СНС. Некоторые страны уже полностью отказались от системы БНХ, в то время как есть такие, где ВВП дается лишь в приблизительной оценке с помощью т.н. "переходных ключей" от БНХ.

В целях улучшения сопоставимости статистических показателей в феврале 1995 г. было подписано Соглашение о единой методике статистической отчетности, которое подписали все страны-члены СНГ.

резюме

Главенствующую роль при проведении анализа проблем МЭО играет экономическая информация, которая подразделяется на статистику, бухгалтерскую отчетность и оперативные данные. В свою очередь из вышеназванных типов экономической информации наибольшее значение для науки и практики имеют статистические показатели. Современная система международной статистики является сложным механизмом, в котором одни статистические организации разрабатывают статистическую методологию, программы наблюдения, а другие непосредственно осуществляют сбор, обработку и публикацию статистических данных.



Содержание раздела