В ГАТТ около 130 стран.


Так, области торговли текстилем, сельскохозяйственной продукцией тарифы остаются высокими, а прогресс в сравнении квот на импорт достаточно медленный. Невелики результаты и в снижении торговых барьеров в таких областях, как морские грузоперевозки и возможности получения рабочих мест для иностранцев. Например, США все еще взимают пошлину в 14,6 процента на импорт одежды, что в 5 раз выше, чем средний налоговый сбор.

Сопротивление уменьшению тарифов сильнее всего в сельском хозяйстве. Пошлины на сельскохозяйственные товары и другие связанные с ними барьеры в мировом масштабе достигают в среднем 40%.
Помимо явной, открытой протекционистской политики некоторые страны применяют формы скрытого протекционизма. Многие государства, снижая таможенные пошлины, компенсировали их так называемыми нетарифными барьерами. К ним можно отнести дотации национальному производству, введение различных стандартов и норм, сертификацию товаров.

Например, значительная часть претензий американских экспортеров связана не с торговыми барьерами как таковыми, а с так называемым антиконкурентным поведением японских компаний, когда они заключают эксклюзивные соглашения на поставки и размещение заказов или монополизируют определенные рынки. Выступая за либерализацию международной торговли, многие экономисты все чаще связывают ее с понятиями "добросовестной", "справедливой" торговли.
Роль ГАТТ/ВТО в разрешении противоречий международной торговли
Важную роль в регулировании международной торговли, в устранении препятствий для ее развития, ее либерализации играют международные экономические организации. Одна из основных организаций такого рода это ГАТТ - Генеральное соглашение о тарифах и торговле. Договор о создании ГАТТ был подписан 23 странами в 1947 г. и вступил в силу в 1948 году. ГАТТ прекратило свое существование 31 декабря 1995 г.
ГАТТ - многостороннее международное соглашение, содержащее принципы, правовые нормы, правила ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц. ГАТТ являлась одной из крупнейших международных экономических организаций, сфера деятельности которой охватывала 94% объема мировой торговли.
Правовой механизм Генерального соглашения о тарифах и торговле основывается на ряде принципов и норм:
- недискриминация в торговле, обеспечиваемая взаимным предоставлением, с одной стороны, режима наибольшего благоприятствования в отношении экспортных, импортных и транзитных операций, связанных с ними таможенных пошлин и сборов, а с другой стороны - национального режима, уравнивающего в правах товары импортного и отечественного производства применительно к внутренним налогам и сборам, а также правилам, регулирующим внутреннюю торговлю;
- РНБ - режим наибольшего благоприятствования означает предоставление договаривающимися сторонами друг другу всех тех прав, преимуществ и льгот, которыми пользуется (или будет пользоваться) у них любое третье государство. Этот принцип может распространяться на их ввоз и вывоз товаров, таможенные пошлины, промышленность, мореплавание, правовое положение юридических и физических лиц;
- использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка, устранение импортных квот и других нетарифных ограничений;
- прогрессивное снижение таможенных тарифов путем проведения многосторонних переговоров;
- предоставление преференциального режима в торговле с развивающимися странами;
- разрешение возникающих торговых споров путем переговоров;
- взаимность в предоставлении торгово-политических уступок.
Деятельность ГАТТ осуществлялась посредством многосторонних переговоров, которые объединялись в раунды. С начала работы ГАТТ было проведено 8 раундов переговоров. Эти раунды привели к десятикратному сокращению средней таможенной пошлины.

После второй мировой войны она составляла 40%, в середине 90-х годов - около 4%.
К началу 1996 г. в ГАТТ состояло около 130 стран.
С января 1996 г. ГАТТ заменила Всемирная торговая организация (ВТО). Ее членами-основателями стала 81 страна. В 1998 г; в ВТО вошло 132 страны.



Соглашению о создании ВТО предшествовал семилетний период переговоров в рамках "уругвайского раунда". По мнению Рената Руджеро, генерального директора ВТО, уругвайский раунд приведет к росту объемов торговли "почти такому же, как в золотом веке" (т. е. в 50-70-е годы).
Несмотря на формальную преемственность, Всемирная торговая организация по ряду параметров отличается от ГАТТ.
1. ГАТТ представляло собой просто свод правил (многосторонних соглашений выборочного характера). В качестве постоянного органа там был лишь секретариат. ВТО является постоянно действующей организацией, имеющей дело с обязательствами, касающимися абсолютно всех ее членов.
2. ГАТТ использовалось как временный базис. Обязательства ВТО являются полноценными и постоянными.
3. Правила ГАТТ распространялись на торговлю товарами. В сферу деятельности ВТО входит Соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение по торговым аспектам интеллектуальной собственности (ТРИПС). Всемирная торговая организация регулирует международный обмен услугами и интеллектуальной собственностью, а также разрабатывает меры по контролю защиты инвестиций.

По оценкам, ее компетенция распространяется на товарооборот в 5 трлн. долл.
Перед Всемирной торговой организацией стоят несколько первоочередных сложных задач. Во-первых - продолжить снижение пошлин на торговлю товарами, в особенности на сельскохозяйственную продукцию; во-вторых оказание содействия сфере торговли услугами. Новый раунд переговоров по торговле услугами должен начаться в 2000 г. Цель - расширить соглашения 1997 г. по телекоммуникациям, финансовым услугам и Интернету, а также завершить работу по соглашениям по бухгалтерским услугам; в-третьих, ВТО нужно решить, насколько она будет вовлечена в решение таких проблем, как: антитрестовские законы, ограничения для иностранных инвестиций, права наемных работников и защита окружающей среды.
После образования Всемирной торговой организации появляется настойчивые призывы ряда развитых стран Запада в пользу связывания торговых режимов с трудовыми и экологическими стандартами. Суть этих призывов в том, что страны, в которых эти стандарты ниже, получают конкурентные "нерыночные" преимущества за счет низких издержек производства. В случае признания ВТО такой нормы в первую очередь пострадают развивающиеся страны, а также Россия, где производство трудоемкой и экологоемкой продукции дешевле, чем на Западе.
В ходе прошедшей в Сингапуре в декабре 1996 г. первой министерской конференции стран-членов Всемирной торговой организации были сформулированы и другие проблемы, которые предстоит решать ВТО. К ним относятся: отмена ограничений со стороны США и ЕС на ввоз текстильных товаров из азиатских стран, "регионализм", т. е. широкое распространение соглашений о преференциальной торговле между группами стран; либерализация рынка фармацевтики; "прозрачность" системы государственных закупок; проблемы перемещения рабочей силы, морского транспорта и др.
Кроме того, Всемирной торговой организации предстоит решать вопросы, поднятые еще на Уругвайском раунде ГАТТ, об охране интеллектуальной собственности, санитарном и фитосанитарном контроле, которые также могут быть преградой на пути свободной торговли.

3.4. Россия и Всемирная торговая организация
Россия подала заявку на вступление в ГАТТ в июне 1993 г. После преобразования ГАТТ во Всемирную торговую организацию подтвердила свое намерение о вступлении в эту организацию в декабре 1994 года. В настоящее время Россия имеет статус наблюдателя в ВТО.
Соглашение об учреждении ВТО требует от вступающей страны принятия на себя таких же обязательств, какие уже взяли на себя страны-учредители. "Каждый член организации должен обеспечивать соответствие своих законов, нормативных и административных актов его обязательствам, взятым по соглашениям, входящим в ВТО".
Из членства во Всемирной торговой организации можно извлечь ряд преимуществ.
Во-первых, на Россию распространится принцип режима наибольшего благоприятствования. В результате наше государство сможет воспользоваться постоянно снижающимися тарифами других стран. Отечественная продукция не будет попадать под дискриминационные меры. Россия сможет защищать свои торговые права от неправомерных действий других стран под эгидой процедуры разрешения споров ВТО.

По данным Министерства внешнеэкономических связей Россия по степени дискриминации находится на втором месте в мире после Китая.
По подсчетам специалистов, не являясь членом Всемирной торговой организации, Россия ежегодно из-за ограничений по допуску российских товаров на мировые рынки, теряет от 1 до 4 млрд. долл.
Во-вторых, вступление во Всемирную торговую организацию поможет разработать механизм допуска иностранного капитала в финансовую сферу России.
В-третьих, повысится роль стимулирующей и оздоровляющей международной конкуренции для российского производителя.
В-четвертых, членство в ВТО позволит получить таможенные льготы, облегчит доступ к кредитам, привлечет инвесторов, получение передовых технологий.
С другой стороны, вступив во Всемирную торговую организацию, Россия в значительной степени должна, во-первых, либерализовать свой внешнеторговый режим, реализуя принципы свободной торговли со странами-членами ВТО.



Содержание раздела