Однако если расценивать управленческий и иной опыт, накопленный "Боингом" и другими американскими авиастроительными фирмами, как нечто отличное от опыта, накопленного "Мицубиси" и другими японскими судостроителями, то получим объяснение этого конкретного сочетания сравнительных преимуществ в рамках теории сравнительной обеспеченности факторами производства.
1 Леонтьев В. (р. 1906 г.) - американский экономист. Разработал в 30-е годы XX в. метод экономико-математического анализа "затраты-выпуск" для изучения межотраслевых связей, структуры экономики и составления межотраслевого баланса.
Лауреат Нобелевской премии по экономике.
3.4
Распределение доходов в условиях
свободной международной торговли
Выше было показано, что в результате развития внешнеторговых отношений страны, участвующие в них, получают определенный выигрыш в виде прироста общего благосостояния. Каким же образом распределяется этот выигрыш между отдельными странами, а внутри этих стран между различными категориями населения и, в частности, между производителями и потребителями конкретного товара, участвующего в международном обмене?
Очевидно, что распределение выигрыша от международной торговли как между странами, так и внутри каждой отдельной страны в конечном итоге определяется тем, на каком уровне устанавливаются цены на товары, которыми страны торгуют между собой, и каковы объемы торговли.
Для иллюстрации вышесказанного рассмотрим условный пример, представленный на рис. 3.15.
Как следует из рис. 3.15, производство пшеницы осуществляют Россия и Канада. Цены в отсутствие внешней торговли составляют в этих странах соответственно 200 и 120 долл. за 1 т пшеницы. Существующая разница в ценах создает потенциальные возможности для экспорта (Канадой) и импорта (Россией) пшеницы. Канадским фермерам будет выгодно экспортировать зерно, если мировая цена будет превышать 120 долл. за 1 т; причем чем выше будет мировая цена, тем больше будет объем предложения зерна со стороны канадских производителей зерна при одновременном росте внутренней цены и снижении объема внутреннего спроса на пшеницу в Канаде.
Таким образом, объем экспорта (предложения) зерна на мировом рынке (Sx) будет определяться разницей между объемами предложения и спроса на внутреннем рынке Канады, возникающей в условиях роста цен на зерно: Sx = SKан - DKан (рис. 3.15, в).
Рис. 3.15. Торговля зерном между двумя странами:
а - рынок зерна в России; б - объем экспорта (импорта); в - рынок зерна Канады
Российским же потребителям будет выгодно приобретать импортное зерно, если мировая цена на него ниже автаркической (Pw 200). Чем ниже будет мировая, а следовательно, в условиях свободной торговли и внутренняя цена, тем больше будет объем спроса на пшеницу в России. Одновременно российские производители будут сокращать объем предложения.
Таким образом, объем импорта (спроса) на мировом рынке (Dм) будет определяться разницей между объемами спроса и предложения на внутреннем рынке России, возникающей в условиях падения цен на зерно: DM = DPoc - SPoc (рис. 3.15, а).
Итак, по мере налаживания торговых отношений между Россией и Канадой цена на зерно в Канаде растет и объем его предложения для продажи на внешнем рынке увеличивается, а цена в России снижается и объем спроса на импорт растет. На рис. 3.15, б показаны функции спроса на импорт и экспортного предложения, которые пересекаются в точке, соответствующей цене равновесия. В нашем примере равновесие на мировом рынке пшеницы достигается при цене 150 долл. за 1 т зерна.
При такой цене избыточный спрос в России (50 - 20 = 30) в точности соответствует избыточному предложению в Канаде (60 - 30 = 30). При более высокой цене объем предложения зерна на мировом рынке превысит объем спроса, что будет способствовать снижению цены. При более низкой цене, наоборот, объем спроса превысит объем предложения, и мировая цена будет расти, пока не достигнет равновесного значения.
Мировая торговля и интересы потребителей. Рассмотренная нами модель позволяет показать, что хотя свободная торговля является взаимовыгодной для участвующих в ней стран в целом, внутри этих
3.15, в).
После установления торговых отношений между двумя странами Россия становится импортером зерна и цена на ее внутреннем рынке снижается с 200 до 150 долл. за 1 т. Потребительский выигрыш России возрастает до величины, соответствующей площади (1 + 2 + 4 + 5); чистый потребительский выигрыш составит при этом величину (2 + 4 + 5).
В Канаде после вступления ее в торговые отношения наблюдается прямо противоположная картина: внутренняя цена возрастает со 120 до 150 долл. за 1 т, что приводит к падению объема внутреннего спроса на зерно. Потребительский излишек Канады сокращается до величины, соответствующей площади фигуры б, определяя тем самым чистые потери потребителей Канады в объеме (7 + 9).
Таким образом, в результате развития международной торговли потребители в стране-экспортере проигрывают, так как в результате роста цены вынуждены сокращать объем потребления. Потребители же в стране-импортере выигрывают, поскольку имеют возможность покупать большие объемы необходимого им товара по более низкой цене.
Мировая торговля и интересы производителей. Рассмотрим теперь влияние международной торговли на интересы производителей в торгующих странах. До установления внешнеторговых отношений производители в России и Канаде получали излишки производителя, равные соответственно площадям фигур (2 + 3) и (8 + 10).
После установления внешнеторговых отношений канадские производители зерна становятся экспортерами и получают дополнительные стимулы для увеличения объемов производства в виде более высоких цен и расширившихся рынков сбыта. В этих условиях их совокупный выигрыш производителей будет соответствовать площади фигуры (7 + 8 + 9 + 10 + 11), а чистый выигрыш от развития международной торговли - (7 + 9 + 11). Что касается российских производителей зерна, то они в силу меньшей конкурентоспособности своего производства уступают свои позиции на внутреннем рынке иностранным конкурентам и сокращают производство. Их совокупный выигрыш сокращается до величины, соответствующей площади фигуры 3, в результате они несут чистые потери в размере, соответствующем площади трапеции 2.
Таким образом, в результате развития международной торговли производители в импортозамещающих отраслях проигрывают, поскольку конкуренция со стороны более эффективных иностранных производителей вынуждает их снижать цены и сокращать объемы производства. А производители в экспортных отраслях выигрывают, так как, выходя на мировой рынок, они получают возможность расширить производство и продавать свою продукцию по более высоким ценам.
Чистый выигрыш стран, участвующих в международном товарообмене. Определив влияние международной торговли на интересы потребителей и производителей в отдельности, оценим изменение благосостояния в стране-экспортере и стране-импортере в целом. Для наглядности сделаем это при помощи табл.
3.12.
Таблица 3.12. Результаты участия в свободной торговле
Страна экспортер (Канада) |
Страна импортер (Россия) |
||||||||
потребители |
произвoдители |
чистый выигрыш страны |
потребители |
производители |
чистый выигрыш страны |
||||
чистый выигрыш |
чистые потери |
чистый выигрыш |
чистые потери |
чистый выигрыш |
чистые потери |
чистый выигрыш |
чистые потери |
||
7 + 9 |
7+9+11 |
11 |
2+4+5 |
2 |
4 + 5 |
Таким образом, анализ рассмотренной нами модели еще раз подтверждает вывод о том, что развитие международной торговли дает выигрыш всем странам. Однако если в стране-экспортере чистый выигрыш возникает в результате того, что выгоды производителей намного превосходят потери отечественных потребителей, то в стране-импортере, наоборот, общий прирост благосостояния обусловливается тем, что выгоды потребителей превосходят потери производителей продукции, конкурирующей с импортом. Этот вывод принципиально важен для объяснения причин государственного вмешательства в сферу внешнеторговых отношений.
Распределение выигрыша от международной торговли между странами. Как следует из рассматриваемой модели, размер чистого выигрыша страны-экспортера (область 11 на рис. 3.15, б) зависит от физического объема экспорта (60 - 30 = 30) и того, насколько мировая цена превышает автаркическую (150 - 120 = 30). Аналогично величина чистого выигрыша страны-импортера (область (4 + 5) на рис.
3.15, a) зависит от физического объема импорта (50 - 20 = 30) и того, насколько понизилась цена в стране (200 - 150 = 50).
Чтобы наглядно показать распределение выигрыша от торговли между странами, целесообразно использовать функции спроса (импорта) и предложения (экспорта) на мировом рынке (рис. 3.15, б).