То же относится и к фирме «Дюпон», где процентное соотношение акций выглядит следующим образом 49% - Дюпон
51% - Альфа
т.е. контроль над деятельностью находился у Альфа. В тоже время Мексиканская фирма охотно импортировала технологии.
Области создания стратегических Альянсов «Группой Альфа» Группа Альфа
Стратегические партнеры
«Хитачи» (электродвигатели) Япония |
«Ямаха» (мотоциклы) Япония |
«Интернешнл Никл» (добыча цветных металлов) Канада |
«АЗКО» (искусственное волокно) Голландия |
«БАСР» (нефтехимия) Германия |
«Форд» (автопромышленность) США |
«Дюпон» США |
«Массей-Фергюсен» (тракторы) Канада |
Во многих описанных выше ситуациях произведенная в Мексике продукция сохраняет торговую марку иностранного партнера, что помогает активизировать сбыт внутри страны. Также в конце 80-х начале 90-х компания уплатила роялти компании Массей-Фергюсон за право использования ее торговой марки на территории страны.
В совместном предприятии по производству алюминиевых головок для цилиндров фирму «Форд» привлекли не большие возможности мексиканского рынка, а перспектива снабжения рынков США и Канады продукцией, производимой с очень низкими издержками. Мексика предлагает дешевую энергию и труд, освобождение от налогов реинвестируемых доходов. Группа, в свою очередь, начала проявлять интерес к международным рынкам.
Заключила соглашение о сбыте за границей своих полиэфирных химикатов с японской торговой компанией «Мицури», начала обсуждение перспектив производства телевизоров с рядом японских фирм, широко известных в мире своими торговыми марками, для проникновения впоследствии на американский рынок.
Но по условиям контрактов с американскими компаниями, мексиканцы не имеют право экспортировать свою продукцию в США.
Также «Альфа» разработала технологию производства стали методом прямого восстановления, избавившись от высоких материальных затрат, связанных с доменным переделом. При передаче этой запатентованной технологии другим странам необходимо посылать специалистов на место и помогать в строительных работах, но мексиканской компании не хватало таких специалистов. Поэтому она передала ноу-хау (нематериальный актив) четырем проектно-строительным фирмам
Немецкой ДжиЭйчЭйч Штеркраде
Японской КавасакиХэвиИндастриз
Американской Пулмен Суендел
Американской Драво
Действуя как агенты компании «Альфа», эти фирмы построили металлургические заводы в Бразилии, Венесуэле, Индонезии,, Иране, Ираке и Замбии. «Альфа» получает плату за строительство «под ключ» новых предприятий.
В целях расширения производства и сохранением за собой многочисленных фирм «Альфа» взяла кредиты и занялась подбором квалифицированных управляющих за пределами Мексики.
К этому периоду Компания задолжала свыше 3 млр. Долларов США более чем 130 банкам, около 75% предстояло выплатить именно в этой валюте. Для привлечения управляющих «Альфе» пришлось резко поднимать ставки заработной платы. Затем снизились цены на нефть в Мексике и произошел мексиканский экономический кризис. «Альфе» пришлось запросить у правительства страны в размере 1680 млн. долларов, чтобы удержаться на «плаву». «Альфа» закрывает 40 дочерних предприятий и увольняет 20 тыс. Человек.
Кроме того, аналитические отделы стратегических партнеров поняли, что их надежды на расширение через «Альфу» не оправдается. Это относилось, в частности, на стратегические альянсы с фирмами «БАСФ» и «Геркулес». «Альфе» просто не хватало ресурсов на реализацию многочисленных проектов о совместной деятельности.
В начале 90-х иностранные банки конвертировали задолженность «Альфы» в 27%-ную долю в активах компании, сочтя это более рациональным, чем потеря выданных кредитов. Но в середине 90-х годов положение группы и мексиканской экономики вновь изменилось таким образом, что фирма смогла выкупить принадлежавшую банкам долю. Именно тогда фирма решила сосредоточиться на ключевых и конкурентоспособных на международном уровне сферах деятельности, для чего понадобятся новые стратегические Альянсы.
Стратегия глобального размещения источников снабжения
Схема №2 Этапы производства и сбыта Размещение производства и сбыта
снабжения сырьем
производство комплектующих
продукции
из комплектующих
Компания имеет множество вариантов размещения производства компонентов и сборки готовой продукции для обслуживания в любой части мира
Стратегические альянсы
Схема №3
Факторы, специфичные для соглашений
|
Факторы, специфичные для данного рынка
|
Цена, запрашиваемая лицензиаром Верхний предел меньшая из 2-х величин
Нижний предел Оценка расходов по передаче и расходов на исследование |
Цена, предлагаемая лицензиатом Верхний лимит
Нижний лимит Оценка расходов лицензиара |
Оценка и выбор стран
Схема №1 Матрица «Возможность-Риск»
- в данной стране фирма не ведет операций
- фирма ведет операции в данной стране в том или ином объеме
- положение страны через 5 лет
- текущий среднемировой показатель
Матрица «Привлекательность - Конкурентоспособность»
Высока |
Новые инвестиции Рост активности |
Попытки занять господствующее положение на рынке |
|
Средняя |
Селективный подход |
||
Низка |
Селективный подход |
Репатриация наличности Изъятие капиталовложений |
|
высока |
Средняя |
Низкая |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По мере интернационализации бизнеса глобальной становится и конкуренция. Поэтому продукция, являющаяся конкурентоспособной, вероятнее всего будет такой и же и в других странах. Для ускоренного расширения в условиях обостряющейся конкуренции фирмы все охотнее создают международные стратегические альянсы. Их наиболее развитая форма международной слияние и приобретение корпораций.
Альянсы, рассмотренные в данной курсовой работе, можно рассматривать как промежуточные вехи на пути к полному слиянию или приобретению. Можно с уверенностью утверждать, что этот процесс ускориться, т. к. в условиях международной конкуренции фирмам не достает ресурсов для выполнения всех функций собственными силами. Эти альянсы будут порождать новые возможности и новые проблемы, поскольку многие компании попадут в новую среду деятельности и вступят в контрактные отношения с новыми для них партнерами.
Наконец, дополнительные альтернативы способов ведения операции могут осложнить процессы принятия решения и контроля.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Финансовые аспекты инвестиционных решений С. А.
Схема №4 Схема движения финансовых средств
Кредиты инвестиции из
Головная компания акционерного капитала
Дивиденды
Роялти
Европейский Японский Американский
Филиал филиал филиал
Схема №5 Цикл движения денежной наличности Счета дебиторов
Потребители
Управление потоками Финансовые
денежной институты
наличности и рынки
стратегическими партнерами
Поставщики
Расчеты с поставщиками
и кредиторами
Схема №6 Взаимные платежи между стратегическим партнерами
должны быть «оговорены» в контракте
Головная компания
Экспортер в стране А Государственное ведомство
Банк, Банк,
контролирующий контролирующий
платежи платежи
Производственный товары Импортер
отдел экспортера платежи в стране В
Импортер платежи Экспортер
в стране А товары в стране В
Импортер в платежи Экспортер
3-й стране товары в стране В
Схема №7 Модель бартерной сделки
Участник Товары Участник
Сделки Товары сделки
в стране А в стране В
Бартерный контроль
Решения о бартерной сделке
принимается менеджерским составом
составом филиала
обоснование решение
Головная компания
ЛИТЕРАТУРА