ИНОСТРАНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В РОССИИИ


закон о снижении суммы необлагаемого пошлинами ввоза товаров физическими лицами с 2000 до 1000 долларов, а также дополнительное повышение величины таможенной пошлины на товары, ввозимые сверх этой суммы. Оценивая в целом развитие внешнеторговых и внешнеэкономических программ Российского правительства, можно сделать вывод о том, что девяностые годы свидетельствуют о наличии тенденции к либерализации экспорта, принимающей форму отмены системы лицензирования и института спецэкспортеров. Прямо противоположные тенденции наблюдаются в импорте, где преобладает усиление протекционистских и фискальных тенденций.



4. ИНОСТРАНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В РОССИИИ
Потенциально российская экономика обладает рядом привлекательных особенностей для иностранного инвестора, среди которых следует выделить емкость внутреннего рынка, относительно дешевую рабочую силу, слабую конкуренцию среди иностранных предпринимателей. Однако высокая степень политической нестабильности заставляет большинство инвесторов не рисковать крупными суммами.
На начало 1995 г. в России было зарегистрировано 13300 предприятий с иностранными инвестициями, а число работающих на них равнялось 330 тысяч человек. Для сравнения в Эстонии на тот же период было зарегистрировано около 14000 предприятий с иностранным капиталом.
Основная масса осуществленных инвестиций, как показывает нижеприведенная таблица, приходится на предприятия топливной промышленности (прежде всего нефтяной и нефтеперерабатывающей, которые являются наиболее привлекательными в силу быстрой окупаемости вложенного капитала.
Что касается других отраслей, то среди них наибольшей привлекательностью для иностранных инвесторов пользуются торговля, строительство, деревообработка. На долю всех остальных приходится около 30% всех инвестиций.



Таблица 4

Отраслевая структура иностранных инвестиций в 1995 г.



Топливно-энергетический комплекс 49,5%
Торговля и общественное питание 9,8%
Строительство 5,6%
Деревообрабатывающая промышленность 4,7%
Машиностроение 4,1%
Прочие отрасли 26,8%


Источник: Данные Госкомстата, 1996 г.


Следует, однако, заметить, что существующая отчетность дает недостаточно точную картину, отражающую реальное положение дел. Причина заключается в том, что большинство совместных предприятий записывает в своем уставном фонде крайне широкий спектр деятельности, стремясь диверсифицировать ее и минимизировать риск в связи с ухудшением инвестиционного климата.
Особенностью российской действительности являются резкие диспропорции в величине уставных фондов создаваемых компаний. В топливно-энергетическом комплексе фактически действует несколько крупных монополистов, инвестирующих средства под правительственные гарантии. В подавляющем большинстве других отраслей функционируют мелкие компании с величиной уставного фонда, не превышающего нескольких десятков тысяч долларов.

При этом в стране практически отсутствует наиболее активный и стабильный средний слой бизнесменов и предпринимателей, являющийся основой рыночной экономики любого государства.
Неравномерным является распределение инвестиций по регионам. Подавляющая масса сосредоточена в наиболее развитых, обеспеченных инфраструктурой и квалифицированными кадрами в Москве, Петербурге, Красноярске; минимальный уровень инвестиций в Кавказском регионе.
Существующий объем иностранных инвестиций в России оценивается большинством экспортеров как явно неудовлетворительный .
По экспертным оценкам, реальных потребностей и возможностей, Россия могла бы осваивать 12 млрд.дол. в год; идеальный вариант допускает даже 40-50 млрд.дол.;
Фактически же к концу 1995 г. объем вложенных иностранцами средств оценивался в 6,0 млрд.дол. (для примера: в Китае около 100 млрд.дол. накопленных инвестиций). Приток иностранных инвестиций в Россию составил в 1992 г. -1,5 млрд., в 1993 г. - 1,3 млрд., в 1994 г. - 1 млрд. и, наконец, в 1995 г. - около 2 млрд.дол.
Гипотетическая привлекательность российского рынка для иностранных инвесторов (прежде всего в связи с его неограниченными сырьевыми возможностями) явно уступает сумме негативных факторов, наиболее важными из которых следует признать социально-экономическую неустойчивость. Публикуемый ежегодно английским журналом "Экономист" рейтинг оценивает политическо-экономический риск в России в 90% по сравнению с 30-40% для большинства европейских стран. В число негативных факторов входят также неразвитость системы страхования иностранных инвестиций, приватизация предприятий, ориентированная преимущественно на передачу прав администрации, а не как средство привлечения зарубежного капитала, система налогов и тарифов, фискально ориентированная, отсутствие необходимой для бизнеса системы и инфраструктуры транспорта, низкая культура ведения бизнеса со стороны российских партнеров, коррупция в госструктурах и организованная преступность.


Особого внимания заслуживают проблемы разработки правовой базы инвестиционного регулирования, проходящей стадию становления.
Исторически нормативно-правовое регулирование в целях привлечения иностранных инвестиций в Россию прошло несколько этапов.
Первоначально (1987-1991 годы) нормативными документами, принятыми еще в период существования СССР, было разрешено осуществление иностранных инвестиций на территории СССР путем создания совместных предприятий. При этом доля иностранного участия ограничивалась 49%. в уставном капитале. Совместные предприятия признавались юридическими лицами советского права и на них распространялся национальный режим в сочетании с определенными льготами - таможенными, налоговыми и валютными.
Последовавший затем распад Советского Союза поставил на повестку дня вопрос о разработке национального российского законодательства. Основу действующего положения об иностранных инвесторах в РФ составляет "Закон об иностранных инвестициях в РСФСР", который закрепляет для иностранных инвесторов национальный режим.
Важное место занимают различного рода гарантии, которые ставят задачу обеспечить стабильность инвестиций, их неприкосновенность, свободное распоряжение капиталом, а также эффективную защиту прав инвесторов.
Законодательство предусматривает определенный ряд льгот и, в частности, по налогообложению имущества, ввозимого в качестве вклада в уставной фонд, так же как и имущества, ввозимого для собственного материального производства. Предусматриваются дополнительные льготы, которые могут быть предоставлены в связи с созданием свободных экономических зон (СЭЗ).
Российское правительство идет по пути создания таких свободных зон, которые могли бы служить анклавами для привлечения иностранного частного капитала. К 1990 г. 11 регионов России были объявлены свободными экономическими зонами. Практически по всем из них соответствующими постановлениями правительства были утверждены организационные положения, касающиеся разработки конкретных вопросов финансирования и налогообложения; реально ни одна из объявленных зон работать не начала.
Впоследствии, однако, проводя политику создания единых условий для всех предпринимателей, как российских, так и иностранных, российское правительство отменило льготный режим иностранных капиталовложений.
Стремясь изменить складывающуюся ситуацию, в середине девяностых годов в России было принято несколько постановлений, касающихся улучшения инвестиционного климата для крупных компаний, действующих в сфере нефтедобычи (Закон о разделе продукции и т.д.), однако серьезных изменений в притоке иностранного капитала это не произвело.
В последний период, однако, наблюдается медленная, хотя и противоречивая тенденция некоторого улучшения и стабилизации. В июне 1994 г. заключено крупномасштабное соглашение с Европейским Союзом о партнерстве и сотрудничестве, открывающее новый этап во взаимодействии России с этим ведущим центром экономического развития не только в Европе, но и во всем мире.
Получены новые кредиты от МБРР и МВФ. В 1994 г. в соответствии с обязательствами, взятыми на встрече "большой семерки", США учредили специальный Фонд поддержки мелких и средних предприятий в России (хотя и более скромный, чем предполагалось). Намерены расширить свои операции в России некоторые американские инвестиционные фонды.

5. РОССИЯ И ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Приведение внешнеторгового и внешнеэкономического законодательства России в соответствие с нормами международной практики является важным элементом цивилизованного вхождения России в систему международного разделения труда.
После окончания Второй мировой войны Советский Союз входил в число участников переговоров о создании организации, которая могла бы заложить основу будущей системы международной торговли. Однако впоследствии из-за позиции советского руководства того периода среди участников созданного на базе этих переговоров Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) его не оказалось. Причина заключалась в принципиальной несовместимости принципов рыночного либерализма, на которых базировался ГАТТ, с системой плановой экономики СССР.
Одностороннее критическое отношение к деятельности ГАТТ со стороны Советского Союза преобладало вплоть до начала перестройки конца восьмидесятых годов.



Содержание раздела