Под подводной окраиной материка понимается находящееся под водой продолжение континентального массива прибрежного государства, состоящее из поверхности и недр шельфа. В данной ситуации Россия должна обосновать, что шельф Северного Ледовитого океана является продолжением Сибирской континентальной платформы, и применить нормы конвенции, предусматривающие в данном случае выведение внешней границы континентального шельфа за 200мильную зону. В подобном случае Конвенция устанавливает 350мильный ограничитель.
Затем России будет необходимо зарегистрировать в Организации Объединенных Наций и в Международном органе по морскому дну безусловную юрисдикцию России над своим арктическим сектором, права по его использованию и освоению.
Применив данную норму Конвенции, Россия может подтвердить за собой арктический сектор, аналогичный тому, который закреплен Постановлением 1926 г., когда на картах мира от границ нашей страны к Северному полюсу велись пунктирные линии, очерчивающие нашу арктическую зону. В конце концов, юридических оснований для того, чтобы стереть эти линии с мировой карты, нет.
(www.ng.ru)
В дополнение:
02.03.01. Агентство Интерфакс со ссылкой на российские военно-дипломатические источники сообщило, что в рамках международной программы изучения Северного морского пути Insrop - начинается поиск возможностей пересмотра статуса арктических проливов как внутренних вод России. По мнению администрации СМП, интернационализация арктических вод грозит стране существенным сокращением ледокольного флота.
Программа Insrop {International Northern Sea Route Programme) создана в 1993 году для изучения возможностей коммерческого использования Северного морского пути как альтернативы южного маршрута из Азии в Европу (через Суэцкий канал). В программе участвуют норвежский институт Ф. Нансена, японский Фонд морского судоходства (Japan's Ship and Ocean Foundation), российские Центральный научно-исследовательский институт морского флота (ЦНИИМФ) и Арктический и Антарктический НИИ. Финансируется Insrop на паритетной основе японской и норвежской стороной.
Россия участвует в программе своими научными разработками. Разработчики программы никогда ранее не поднимали вопрос о политическом статусе СМП.
По мнению участников Insrop, на севере морские владения России должны ограничиваться 12-мильной зоной территориальных вод. Как в Канаде, которая не имеет исключительных прав на арктические воды своего северного побережья. Как сообщил начальник администрации Северного морского пути Анатолий Горшковский, западные судоходные компании хотят участвовать в освоении северных нефтегазовых месторождений (более 35% мировых разведанных запасов).
После интернационализации СМП они получат свободный доступ к портам Енисея и Обской губы. К освоению северных маршрутов судовладельцев подталкивают и долгосрочные прогнозы метеослужб: глобальное потепление через 15-20 лет увеличит в Арктике пространство открытой воды и упростит перевозки.
Реализация планов участников Insrop может обернуться катастрофой для российского ледокольного флота. По словам господина Горшковского, ледокольная проводка по Арктике одного судна среднего тоннажа (около 20 тыс. т) обходится владельцу в 100-120 тыс. USD.
При этом на содержание ледокольного флота России ежегодно нужно не менее 3 млн. USD. Потеря СМП российского статуса приведет к тому, что иностранные судовладельцы смогут пользоваться услугами собственных ледоколов.
Для сравнения: морской путь в Европу из Азии через СМП составляет 6600 км, через Суэцкий канал 11 400 км.
Коммерсант, 06.03.01.
Ресурсы Арктики
В настоящее время на Севере сосредоточены 65% запасов нефти, 85% - газа, 63% - угля, 90% - никеля, 67% - леса, 87% - рыбы, 80% - апатитов, более 95% - алмазов, основные запасы золота, серебра, олова, редкоземельных металлов Российской Федерации.
Сегодня на Севере производится свыше 20% национального дохода России при доле численности населения всего лишь в 8%, добывается 75% нефти, 92% - газа, 15% - угля, вырабатывается более 15% электроэнергии, заготавливается около 50% деловой древесины.
Широки в этом регионе и перспективы открытия новых месторождений - ведь на 62% этих площадей не пробурено ни одной скважины. И даже при такой низкой геологической изученности здесь уже открыто 16 месторождений, в том числе такие уникальные, как Штокмановское газоконденсатное, Ленинградское и Русановское газовые, общие запасы газа которых превышают 10-12 трлн. кубометров.
Второй крупнейший нефтегазовый район выявлен на шельфе северо-восточного Сахалина, потенциал которого оценивается в 1,6 млрд. кубометров газа. В конце 70-х гг. здесь были открыты крупные месторождения Одопту-море и Чайво, в 90-х гг. - Лунское и Аркутун-Даги. На остальных участках морского Севера изучение шельфа только начинается. Весьма перспективны на нефтегазоносность северный и восточный шельф Охотского моря, Хатырский и Анадырский участки Берингова моря, Чукотское, Восточно-Сибирское моря, море Лаптевых. Богат арктический шельф и другими месторождениями полезных ископаемых - угля, золота, меди, никеля, олова, платины, марганца и т.д.
Из них сегодня разрабатываются только месторождения угля на архипелаге Шпицберген и золота на острове Большевик (Северная Земля). Вне всяких сомнений, спрос на стратегическое дефицитное сырье континентального шельфа на мировом рынке будет расти. Но разработка нефтегазоносных месторождений шельфа в Арктике - дело весьма трудоемкое.
Штокмановское месторождение расположено в центральной части Баренцева моря. Осложняют освоение месторождения и инженерно-геологические факторы - многочисленные разрывные нарушения мезозойских пород, отразившиеся на свойствах донных грунтов, и рельефа дна. Глубинность моря, отрицательные придонные температуры создают дополнительные трудности для разработки и требуют создания новой техники и технологии, новых конструктивных решений, определяющих возможность освоения с надводных платформ или с применением подводных систем. На условиях конверсии Россия может создать такие системы, но на это требуется вложение средств и время. Стоимость проекта освоения Штокмановского месторождения оценивается в 30 млрд. долл.
На сегодняшний день целесообразно в рамках программы "Мировой океан" провести исследование газогидратов Баренцева и Карского морей, а также комплексную экологическую и экономическую экспертизу проекта. Весьма перспективна и разработка Приразломного нефтяного месторождения, где запасы нефти оцениваются в 83 млн. тонн. Экономические показатели освоения месторождения малоэффективны - при действующей системе налогообложения его освоение становится нерентабельным.
Сегодня перспективно освоение лишь месторождений Сахалинского шельфа по проектам Сахалин-1 (месторождения Чайво, Одопту-море, Аркутун-Даги), Сахалин-2 (месторождения Лунское и Тильтун-Астохское), а в дальнейшем и Сахалин-3 (Киринский блок). Месторождения Сахалин-1 и 2 имеют суммарные извлекаемые запасы нефти 273 млн. тонн и 751 млрд. кубометров газа. Несмотря на трудности нефтегазодобычи, освоение этих месторождений позволит уже к 2005 г. полностью газифицировать Дальний Восток (сегодня здесь уровень газификации составляет только 10% от потребностей), полностью обеспечить сырьем дальневосточные нефтеперерабатывающие заводы, отказаться от поставок в регион тюменской нефти.
В рамках проекта Сахалин-1 уже пробурено три разведочные скважины на Аркутун-Дагинском месторождении.
Проект Сахалин-1 осуществляется консорциумом в составе госпредприятия Роснефть - Сахалинморнефтегаз, корпорацией СОДЕКО (Япония) и ЭКСОН (США). О сложности добычи нефти говорит тот факт, что месторождения Одопту-море и Чайво, открытые еще в конце 70-х гг., до сих пор не разрабатывались. На месторождении Аркутун-Даги планируется в 2001-2002 гг. добыть первые 3 млн. тонн нефти.
Сахалин известен своей уникальной природой. Учитывая это, компании-операторы гарантируют (и это специально оговорено в контракте) применение самых жестких стандартов безопасности и охраны окружающей среды на всех этапах реализации проекта. Международное сотрудничество позволит сократить время освоения, привлечь финансовые ресурсы и передовые технологии.Конечно, при этом должны соблюдаться национальные интересы страны.
Закон О соглашениях о разделе продукции (ст. 6-7) четко оговаривает, что разработка условий пользования недрами, подготовка соглашений, в том числе по разделу прибыльной продукции, осуществляются Комиссией, создаваемой правительством РФ. На условиях раздела продукции уже законодательно закреплена разработка Самотлорского нефтегазоконденсатного месторождения, Красноленинского нефтяного месторождения, Куранахской группы месторождений золота (Республика Саха (Якутия), месторождений нефти на шельфе Сахалина, Приразломного нефтяного месторождения в Архангельской области.
В настоящее время активно ведется подготовка к освоению месторождений углеводородов арктического шельфа, и в первую очередь в акватории Баренцева и Карского морей. АО Росшельф подготовило технико-экономическое обоснование и проект разработки Приразломного месторождения, первая нефть из которого будет получена в ближайшие годы. Разработка этого месторождения будет вестись с морской ледостойкой платформы, которая строится в Северодвинске производственным объединением Севмашпредприятие.
Вслед за Приразломным месторождением в разработку будут введены месторождения Варандей-море и Медын-море. К 2010 году только в Печорском море добыча нефти составит свыше 15 млн. тонн.
Параллельно с шельфами осваиваются месторождения, расположенные в прибрежной части Ненецкого автономного округа. В частности, в 2002 году Лукойл планирует начать добычу нефти на Варандейском и Торавейском месторождениях.
АО Росшельф приступает к освоению уникального газоконденсатного Штокмановского месторождения, разведанные запасы которого оцениваются в 3 трлн. кубометров.
www.nordnews.ru, ng.ru
Схема строительства тоннеля материк-Сахалин и Сахалин-Хоккайдо
Оглавление
Предисловие 2
Введение 6
Часть 1
Поиски выхода 9
Часть 2
Положительная программа 21
Пути дороги
Великий Сибирский путь 25
БАМ 32
Русский Север 37
Заключение 48
Литература 52
Web-информация 53
Приложения 54
Оглавление 66