Особое и принципиально важное место в системе мирового хозяйства и международных экономических отношений занимают транснациональные корпорации (ТНК).
Транснациональные корпорации (ТНК) - это крупнейшие компании, действующие в международном масштабе и контролирующие существенную долю мирового промышленного производства и торговли. Подавляющее большинство ТНК принадлежит или контролируется капиталом какой-то одной страны, то есть однонационально по составу ядра акционерного капитала головной (материнской) компании и характеру контроля над деятельностью всей корпорации.
О масштабах международной деятельности ТНК свидетельствуют следующие данные. Например, отношение зарубежных активов ТНК к мировому ВВП возросло до 57% во второй половине 1990-х гг. В 1999 г. общее число ТНК приблизилось к 60 тыс., их зарубежных аффилированных предприятий насчитывалось 600 тыс.
Накопленные ТНК зарубежные инвестиции составили 4,8 трлн. долл., глобальные активы - 17,7 трлн. долл.
ТНК контролируют от 1/3 мирового промышленного производства, 2/3 международной торговли, внутрифирменные поставки в рамках ТНК обеспечивают 2/5 мировых потоков товаров и услуг, 4/5 мирового банка патентов и лицензий. В 1999 г. объем экспорта и импорта прямых, портфельных и других инвестиций достиг 22,6% мирового ВВП. Под контролем ТНК находится 90% мирового рынка кофе, пшеницы, кукурузы, лесоматериалов, табака, джута, железной руды, 85% рынка - меди и бокситов, 80 - чая и олова, 75% - бананов, натурального каучука и сырой нефти.
В США половину экспорта осуществляют американские и иностранные ТНК, их доля в трансфертах технологий составляет 80%. ТНК формируют международные производственные и научно-технические связи и сотрудничество. Они оказывают воздействие на разделение труда между странами, втягивая национальное производство стран приложения капитала в международную промышленную кооперацию.
12.2. ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
Основной формой международных экономических отношений является международная торговля. Сущность и роль внешней торговли объясняют многочисленные экономические теории. Их цель состоит в определении наиболее эффективных путей расширения внешней торговли и превращения ее в действенный фактор социально-экономического развития. Теоретические выводы и рекомендации учитываются правительственными органами и частными компаниями при разработке внешнеторговой тактики и стратегии.
Основополагающие теории международной торговли были разработаны в эпоху становления мирового рынка и мирового хозяйства. Но они не утратили своей значимости и в современных условиях, ибо в них даются ответы на вечные вопросы, связанные с внешней торговлей: что и где продавать и покупать.
Прежде всего надо иметь в виду, что существуют два способа осуществления торговых отношений между странами: в условиях свободного перемещения товаров (свободной торговли) и в условиях ограничений, вводимых правительственными органами для защиты прежде своего национального производителя и экспортера от иностранной конкуренции, т.е. протекционизма. Это важно иметь в виду, потому что теории внешней торговли в разной степени обосновывают необходимость свободной торговли или протекционизма.
Меркантилизм Долгие столетия основным содержанием государственной политики во внешней торговле был протекционизм. В период становления капитализма, когда внешняя торговля стала играть большую роль в обогащении государств, возникли учения, объясняющие необходимость протекционизма во внешней торговле и получившие название "меркантилизма".
Последовательно проводимая политика меркантилизма позволила Англии первой начать промышленную революцию и выйти в мировые лидеры в области промышленного производства и экспорта.
Кроме контроля за экспортом-импортом товаров в эпоху меркантилизма государство осуществляло жесткий контроль за вывозом денег в чистом виде. Во многих странах проводилась политика истрачивания денег, заработанных иностранцами. Так, например, иностранные купцы не могли вывезти деньги, которые они получили за проданные в данной стране товары. Они должны были их истратить, купив местные товары.
Во многих странах существовал полный запрет на выезд из страны инженеров и даже работников мануфактур и фабрик - носителей знаний и производственных навыков, т.е. технологий.
Через меркантилизм прошли все страны, ибо политика меркантилизма соответствовала уровню развития производительных сил периода мануфактурного производства и начала промышленного капитализма. Во времена Петра I в России эффективно защищалось становление национальной промышленности, стимулировался вывоз железа, парусного полотна, канатов и других обработанных товаров.
И сегодня многие страны догоняющего типа развития используют основные механизмы меркантилизма. Современная Россия также стремится поддерживать активный торговый баланс. Это ей удается в основном за счет продажи минеральных ресурсов (нефти и газа), а не промышленных товаров.
Вывоз сырья противоречит идеям и практике меркантилизма. Теоретики меркантилизма в Западной Европе и в России, например И.Т. Посошков, написавший в начале XVIII в. "Книгу о скудости и богатстве", категорически выступали против экспорта сырья.
Экспорт сырья, с их точки зрения, - это вывоз занятости, это поддержание производства в других странах - потенциальных конкурентах.
Адам Смит и его теория абсолютных преимуществ О свободной торговле в Англии заговорили только тогда, когда она уже становилась мировой промышленной державой и ей нужны были поставки дешевого импортного сырья, продовольствия и рынки сбыта для промышленной продукции. Идея свободной торговли была выдвинута английским экономистом Адамом Смитом в последней четверти XVIII в.
А. Смит придавал большое значение внешней торговле. Он отмечал, что внешняя торговля способствует развитию разделения труда и специализации производства, позволяет вывезти излишки товаров и преодолеть узость внутреннего рынка. Торговля с другими странами также способствует улучшению техники, росту производительности труда, дохода и богатства.
Смит утверждал, что только в условиях свободной торговли страны смогут использовать преимущества перед своими соседями, т.е. абсолютные (естественные или приобретенные) преимущества в производстве и экспорте тех или иных промышленных товаров.
Смит считал, что в определении товаров, которые наиболее выгодно продавать другим странам и покупать у них, следует руководствоваться правилом рассудительного главы семьи.