Централизованно планируемая экономика и ее распад
Переходная экономика |
Колхозно-кооперативная собственность |
Централизованно планируемая экономика |
Планомерность |
Социализм |
Дефицитная экономика |
Научный социализм |
Причины кризиса и распада централизованно планируемой экономики |
Утопический социализм |
Огосударствление ресурсов |
Государственная собственность |
|
15.2. Сущность и важнейшие особенности переходной экономики
Рыночная экономика вообще |
Экспроприация |
Классическая капиталистическая рыночная экономика |
Современное первоначальное накопление капитала |
Современная рыночная экономика |
Современные формы первоначального накопления капитала |
Социальная ориентация рыночной экономики |
Приватизация |
Необходимость перехода к рыночной экономике |
Стихийная (спонтанная) приватизация |
Сущность переходной экономики |
Ваучерная приватизация |
Первоначальное накопление капитала |
Денежная приватизация |
Процесс накопления капитала |
Олигархический характер приватизации |
15.3. Собственность и ее формы в переходной экономике
Собственность с экономической точки зрения |
Капиталистическая частная собственность |
Собственность с юридической точки зрения |
Социалистическая общественная собственность |
15.5. О критериях завершения переходного периода
Трансформационный экономический спад |
Критерии завершенности преобразований в переходной экономике |
Критерии эффективности преобразований в переходной экономике |
|
Вопросы для повторения
Литература Основная
Дополнительная
16.1. Приватизация в переходной экономике
Сущность приватизации в переходной экономике Важнейшую роль в преобразовании централизованно планируемой экономики в рыночную призвана решать приватизация государственной собственности. Сокращение размеров государственного сектора в результате приватизации государственной собственности является важнейшей особенностью развития общественного сектора в переходной экономике.
Широкое толкование понятия "приватизация" включает общее сокращение сферы государственного вмешательства, в том числе финансового.
Таким образом, приватизация является важнейшим элементом системных преобразований при переходе к рынку и представляет собой действие, направленное на снижение роли государства, на увеличение роли частного сектора в различных сферах деятельности или во владении активами.
Федеральный закон РФ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" (1997) под приватизацией государственного имущества подразумевает возмездное отчуждение находящегося в собственности Российской Федерации имущества в собственность физических и юридических лиц. Такое определение подразумевает отказ государства от права собственности на часть государственных предприятий и их активов, передачу местными властями частным компаниям прав на производство продукции, работ и услуг, выполняемых ранее государственными организациями.
Вместе с тем смена собственника - не единственная форма разгосударствления общественного сектора экономики. В мировой практике отказ государства от функции непосредственной организации производства осуществляется сочетанием форм аренды, контрактации и стимулирования производства в частном сектор
Аренда предполагает передачу только права распоряжения предприятием, при этом сохраняется профиль его деятельности и гарантии занятости.
Смысл приватизации состоит в том, чтобы использовать преимущества частной инициативы для повышения эффективности производств, которые прежде относились к общественному сектору. При этом возможно сохранение ответственности государства за финансирование этих производств, что достигается с помощью контрактации и стимулирования производства в частном секторе.
При контрактации наилучшим образом сочетается государственное финансирование с частной формой организации производства. В настоящее время в странах со сложившейся рыночной экономикой именно контрактация является наиболее распространенной формой разгосударствления. Причем если раньше на основе контрактов в основном обеспечивалась деятельность предприятий общественного сектора, то теперь все более обычным становится использование контрактов для замещения общественного сектора частным в процессе обслуживания конечных потребителей.
Стимулирование производства в частном секторе означает сокращение участия государства в производственном процессе, когда вместо финансирования государственных предприятий осуществляется государственное финансирование частных предприятий и общественных некоммерческих организаций в виде субсидий и налоговых льгот.