Предположим, общество решило произвести дома. Сколько их нужно построить? Сколько должно быть комнат в доме?
Рассчитывать эти дома на людей с низкими доходами или с высокими? Десятки и сотни аналогичных вопросов возникают перед обществом. Невозможно иметь все, что мы хотим, при имеющихся ограниченных ресурсах, поэтому необходимо решать, что производить и в каких пропорциях.
Проблема, как производить, является сложной, но каждое общество стремится найти разумное и эффективное решение, исходя из имеющихся возможностей и сложившихся приоритетов.
Для кого производить? То есть как произведенная продукция должна быть распределена между членами общества? Если общество построило дома, то кто их должен получить?
Рабочие, которые их строили, или учителя, которые учат детей этих рабочих, или военнослужащие, отдавшие свою жизнь защите Отечества? Кому и по какому принципу распределять ограниченное количество благ при неограниченных потребностях? Из всех проблем, решаемых экономической системой, эта проблема является наиболее острой и часто обсуждаемой в обществе.
Одни предпочитают уравнительное распределение, при котором все получают пусть мало, но одинаково, независимо от трудового вклада. Другие считают, что вознаграждение должно соответствовать вкладу в производство, зависеть от опыта и квалификации члена общества, от того, как много работает человек. Третьи доказывают, что если человек отдает обществу для использования свой капитал, то этот человек должен также получить вознаграждение.
При всех различиях во взглядах на принципы распределения большинство людей склоняются к тому, что должны быть стимулы для экономической деятельности, которые делают экономическую систему динамичной и эффективной.
История знает множество экономических систем, по-разному решавших фундаментальные проблемы общества. Эти системы существенно различались по своему устройству, и по уровню материально-технической базы, и по формам собственности на средства производства и предметы потребления, и по способу координации связей между производителями и потребителями, то есть по своему хозяйственному механизму.
По-разному можно классифицировать экономические системы. Классификация экономических систем зависит от выбора определяющего критерия. В качестве такого критерия можно использовать различия в той или иной структуре, характеризующей экономическую систему. Это могут быть различия в материально-технической, социально-экономической или в организационно-хозяйственной структурах.
В частности, если в качестве критерия классификации экономических систем взять уровень развития материально-технической базы, то исторически можно выделить доиндустриальную экономику, индустриальную, постиндустриальную (см. 2.5). Современную постиндустриальную экономику развитых стран характеризуют как информационную экономику.
2.6). В этих экономических системах господствующей формой собственности является, соответственно, коллективная, частная рабовладельческая, частная феодальная, частная капиталистическая, общественная.
Внутри традиционной экономики существуют естественное и зачатки общественного разделения труда, примитивная традиционная технология обработки земли, выращивания скота, ремесел.
Объемы и структура потребностей и производства в традиционной экономике определяются традициями, привычками, верованиями, семейными отношениями, иерархическими отношениями внутри рода и общины и мало меняются с течением времени. Эти передающиеся из поколения в поколение традиции определяют и мотивацию труда производителей, и механизм распределения продуктов труда. Наряду с уравнительным распределением с учетом пола и возраста, действуют элементы неравного распределения в зависимости от места, занимаемого в социальной иерархии, и в зависимости от результатов труда.
В социально-экономической структуре традиционной экономики можно выделить коллективную (общинную) собственность на средства производства, частную семейную собственность, полуфеодальную собственность родоплеменной аристократии. К общинной собственности, как правило, относятся пахотная земля, пастбища, водоемы, леса. В современном мире традиционная экономика играет существенную роль лишь в развивающихся странах Тропической Африки, Южной и Юго-Восточной Азии.
Существование традиционной экономики рядом с быстро развивающейся рыночной экономикой ведет к ее перерождению и трансформации в рыночную экономику.
На рубеже ХХ и ХХI в. наблюдаются тенденции развития разных экономических систем в направлении к смешанной экономике.
Централизованно планируемая, или административно-командная, экономика - такая экономическая система, в которой основные экономические проблемы общества решаются, главным образом, через механизм директивного централизованного управления экономикой. Централизованно планируемая экономика длительное время существовала в бывших социалистических странах Восточной Европы, СССР, Китае, Вьетнаме. В настоящее время эта система сохраняется на Кубе, в Корейской Народно-Демократической Республике (КНДР). В конце 80-х - начале 90-х гг. ХХ столетия в большинстве этих стран начались радикальные экономические реформы, направленные на преобразование централизованно планируемой экономики в рыночную экономику.
Но в переходной экономике некоторых из этих стран административно-командный хозяйственный механизм занимает значительное место.
Особенностью социально-экономической структуры централизованно планируемых экономик является господство государственной собственности на средства производства, государственного сектора в производстве и распределении продукта.