Квазирынок - конкуренция рыночного типа, возникающая в государственном секторе рыночной экономики. Он формируется на основе разделения покупателя и продавца, в роли которых выступают разные субъекты внутри государственного сектора.
Например, в общественном здравоохранении местные государственные органы освобождаются от руководства больницами, но осуществляют их финансирование Но объемы финансирования зависят от количества контрактов, заключенных больницами с пациентами.
Товарно-денежные отношения, товарный характер производства, а также такие категории, как стоимость, деньги, цена, существуют не только в рыночной, но и в переходной экономике, поскольку и здесь, даже при сохранившихся нерыночных формах обмена, он происходит регулярно, на эквивалентной основе и в соответствии с общественно необходимыми затратами труда.
Однако в современной высокоразвитой рыночной экономике, базирующейся на крупной машинной индустрии, все менее эффективно для производителей работать на неизвестного потребителя без гарантии получить за свою продукцию определенную цену. Поэтому рыночная форма обмена стала все более уступать место заранее согласованной на перспективу контрактной форме, при которой производитель и потребитель заблаговременно и надежно договариваются о масштабах и условиях поставки продукции, а также об уровне цены.
Этому процессу способствовало усиление возможностей информатизации, а также государственного регулирования экономики, развитие государственного программирования и системы государственных заказов. Поэтому сегодня экономика стран Западной Европы, США, Японии все более перестает быть экономикой рыночной и трансформируется в контрактную экономику. Классическая рыночная экономика уходит в прошлое, становится вчерашним днем цивилизации.
В этом смысле переход к классической рыночной экономике представляется попыткой исторического регресса, возврата назад к исчерпавшей себя во всем цивилизованном мире экономике XIX в. Этот переход был связан с тяжелейшими последствиями для экономики России. В 1990-е г., когда интенсивно развивались переходные процессы, в России разрушались производительные силы, дробились крупные предприятия, началась деиндустриализация экономики. Наиболее тяжелый ущерб был нанесен высокотехнологичным наукоемким отраслям. Открытая мировому рынку экономика страны все более приобретает однобокую топливно-сырьевую направленность. Жестко сегментированный современный мировой рынок не допускает развития российского наукоемкого и высокотехнологического производства.
Россия интересует его лишь как поставщик энергетических и сырьевых ресурсов, пространство для размещения экологически "грязных" отраслей, источник дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силы.
В социальной сфере также развивались негативные социально-экономические процессы. Резкое социальное и имущественное расслоение общества, сопровождаемое абсолютным обнищанием большинства населения. За последнее десятилетие уровень жизни 80% населения сократился в 2,5-3 раза.
Устойчивое превышение смертности над рождаемостью ведет к вымиранию российского населения.
Угрожающе нарастает тенденция к территориальной дезинтеграции России. Межрегиональные различия в уровне экономического развития российских регионов и уровне жизни их населения исчисляются десятками раз. Оказалась разрушенной не только система хозяйственных связей России с бывшими республиками СССР, но и система внутрироссийских межрегиональных связей.
Только в последние несколько лет в экономике РФ появились признаки стабилизации и увеличения промышленного производства. Данные за 1999-2001 гг. свидетельствуют о начавшемся экономическом росте. Снижается также официально зарегистрированная безработица, растет занятость.
Это явление во многом связано с оживлением внутреннего производства, вызванного дефолтом 1998 г. и благоприятной конъюнктурой мировых цен на нефть. Дефолт, девальвация и высокие цены на нефть смягчили остроту проблем, связанных с недостатками реформирования национальной экономики. В целом многие экономические и социальные проблемы страны еще остаются нерешенными.
В процессе формирования рынков в переходной экономике особую роль играет государство. На этапе перехода к рынку роль государства более значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве.
Переходный период обусловливает необходимость особых трансформационных функций государства, то есть регулирующих функций государства, связанных со становлением и развитием рыночных отношений. Их можно объединить в две группы.
При переходе от плановой экономики к рыночной особо важное значение имеет функция формирования и защиты конкуренции. Это связано с высоким уровнем монополизации рынка в российской экономике. Сохраняются и развиваются дистрибутивная и стабилизационная функции государства.
Задачи, возлагаемые на государство, увеличиваются и усложняются, поскольку помимо традиционных, оно осуществляет функции, обусловленные спецификой переходного периода (организация процесса приватизации, формирование конкурентной рыночной среды, реформирование банковской системы и т.д.).
Функция формирования и защиты конкурентной среды является второй по значению после приватизационной системоформирующей функции государства переходного периода. Использование достоинств и преимуществ конкуренции как второй после экономической свободы ценности рыночной экономики обеспечивается государственным механизмом ее защиты посредством действенного антимонопольного законодательства.
В России конкурентная среда создавалась на месте тотально монополизированной централизованно планируемой экономики. Для советского периода характерным был высокий уровень монополизации экономики. К началу 1990-х гг. в Советском Союзе 1800 наименований различных видов продукции выпускалось только на одном предприятии или объединении, более 1100 предприятий являлись абсолютными монополистами в выпуске своей продукции. В производстве многих важнейших видов продукции господствовали 2-3 промышленных гиганта.
Переход к рыночной экономике требовал, прежде всего, демонополизации экономики и формирования механизма обеспечения добросовестной конкуренции.
В марте 1991 г. был принят Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". На федеральном уровне был создан Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых хозяйственных структур (ГКАП), а на уровне субъектов Федерации - территориальные управления. В Законе перечислены возможные направления содействия развитию предпринимательства и конкуренции.
Одним из направлений государственного контроля за развитием добросовестной конкуренции стало создание специального реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%. При этом в основу формирования реестра были положены два критерия - доминирующее положение хозяйствующего субъекта на соответствующем рынке и наличие нарушений антимонопольного законодательства.