Эти задачи были в основном выполнены менее чем за 10 лет.
Главные направления единой аграрной политики были определены еще в 1958 г. на конференции министров сельского хозяйства стран-членов ЕС. Единая аграрная политика разрабатывалась на основе сравнительного анализа национальных норм аграрной политики стран-участниц, оценки их ресурсов и потребностей.
Реализация единой аграрной политики началась с 1960 г. Основные механизмы ее осуществления - единые цены, свободная взаимная торговля сельхозпродукцией; единое финансирование; единая политика в отношении третьих стран. Для финансирования единой аграрной политики в 1962 г. был создан Европейский фонд ориентации и гарантии сельского хозяйства (ФЕОГА), средства которого формируются из взносов стран-участниц и поступлений от компенсационных сборов на импорт из третьих стран.
Средства фонда делятся на две части: одна предназначается для ориентации, другая для гарантии сельского хозяйства. Средства для ориентации составляют до одной трети средств фонда. Они предназначены для повышения продуктивности и модернизации; для осуществления структурных преобразований сельского хозяйства; для проведения мелиоративных и других работ по улучшению земельных участков; для строительства предприятий по переработке сельхозпродукции, холодильников, складов, торговых центров.
В соответствии с единой аграрной политикой предпринимались меры для ограничения производства в избыточных отраслях. Выкорчевывались сады и виноградники, молочные хозяйства переориентировались на мясные; сокращалось число сельскохозяйственных предприятий. Средства гарантии предназначены для поддержания гарантированных закупочных цен и субсидирования экспорта.
Внешнеторговая аграрная политика означает введение единых правил и единого таможенного тарифа в отношении третьих стран. В связи с этим были введены компенсационные сборы, которые представляли собой разницу между мировой и более высокой внутренней ценой. При экспорте сельскохозяйственной продукции производитель получает субсидию из того же фонда, которая позволяет продавать продукты на внешних рынках по более низким мировым ценам.
В случае нехватки импорта предоставлялись дополнительные субсидии на импорт; в первые годы действия аграрной политики допускалось ограничение экспорта.
К концу 1960-х гг. ЕЭС добилось самообеспеченности по всем основным продуктам, кроме говядины и кукурузы. Самообеспеченность по ряду товаров превышала 100%, в том числе по сахару, молоку, птице.
Цены на излишки замораживались, на недостающие - повышались.
Социальные и региональные проблемы ЕС В области социальной политики обращают на себя внимание такие задачи, как обеспечить высокий уровень занятости и стабильности цен; содействовать развитию экономически отсталых районов, в том числе повышению уровня занятости и жизни населения этих районов.
Страны-члены ЕС развивают сотрудничество в таких вопросах, как условия труда, трудовое законодательство, профессиональное обучение, социальное страхование, защита от производственного травматизма. Они решают практические задачи в следующих вопросах: свободное передвижение рабочей силы, устранение всякой дискриминации между трудящимися государств-участников в вопросах найма, вознаграждения и других условий труда; свобода предпринимательской деятельности, приобретения имущества, учреждение предприятий, признание дипломов врачей и других специальностей.
Для решения социальных проблем был создан Европейский социальный фонд (ЕСФ), задача которого состоит в повышении занятости и уровня жизни. ЕСФ должен способствовать свободному перемещению и социальному обеспечению мигрантов, притоку молодежи, равенству мужчин и женщин, а также оказывать содействие лучшему использованию рабочей силы, увеличению ее географической и профессиональной мобильности.
ЕСФ берет на себя часть расходов на реконструкцию предприятий; финансирование переквалификации рабочих, вынужденных оставить свою профессию в связи со структурными и технологическими сдвигами в промышленности, а также выделяет средства на финансирование вынужденного переезда лиц наемного труда на новое место по тем же причинам.
В области региональной политики члены ЕС поставили перед собой задачу объединить национальные хозяйства и обеспечить их гармоничное развитие при сокращении разрыва между отдельными территориями. В связи с этим были разработаны критерии определения депрессивных регионов. Они определяются по структуре хозяйства региона, по удельному весу сельского хозяйства и стагнирующих отраслей промышленности (текстильная, угольная); по ВВП на душу населения - ниже 75% от среднего уровня ЕС; по уровню безработицы и по миграции, по доходу на душу населения и др.
Задачи в области региональной политики заключаются в исправлении диспропорций, структурной адаптации отсталых районов, в реконверсии промышленности, в отраслевой переориентации аграрного сектора; в сокращении безработицы, особенно среди молодежи. На решение этих задач, сокращение разрыва между регионами направлены усилия и ресурсы Европейского фонда регионального развития и других фондов. Есть специализированный Финансовый фонд ориентации рыболовства; Фонд сплочения для наименее развитых странах.
Из фондов ЕС финансируется выполнение национальных программ, имеющих значение для всего Союза; межгосударственных программ по черной металлургии, судостроению, легкой промышленности; интегрированных программ ЕС. Несмотря на большие усилия и затраты, различия между наиболее развитыми регионами и отсталыми почти не сокращаются. Уровень безработицы в 10 отсталых регионах в конце 90-х гг. составлял 26%, в наиболее развитых регионах - 4%.
По имеющимся оценкам, 75% жителей ЕС проживают в регионах, где ВВП превышает средний уровень по ЕС; 25% европейцев проживают в отсталых районах, где ВВП составляет 75% от среднего уровня по ЕС.
Особенности региональной интеграции развивающихся стран Понятие, сущность, предпосылки. Идеи объединения и взаимного сотрудничества развивающихся стран были заложены в 1950-е гг., когда процесс деколонизации еще не завершился.