Общественное производство


Таким образом, современное понимание процесса производства включает в себя создание как материальных благ и услуг, так и нематериальных благ и услуг. Соответственно, различают материальное производство (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т.п.) и нематериальное производство (образование, здравоохранение и т.п.). Этот параграф имеет в своем названии словосочетание «общественное производство». Почему потребовался этот эпитет? Разве понятие производства как такового недостаточно для того, чтобы уяснить необходимость взаимодействия основных факторов производства?

Дело в том, что процесс производства осуществляется не изолированными субъектами хозяйства, а в обществе, в системе общественного разделения труда (см.гл.5). Даже отдельный ремесленник или фермер, полагая, что он действует полностью независимо, на самом деле связан тысячами хозяйственных нитей с другими людьми. Здесь же можно отметить, что метод Робинзонады, когда в качестве примера рассматривается отдельный человек (один из широко применяемых методов исследования в экономической теории), живущий на необитаемом острове, не противоречит утверждению об общественном характере производства.

Робинзонада помогает лучше уяснить механизм рационального экономиче ского поведения отдельного человека, но этот механизм не перестает действовать, если от модели Робинзона мы переходим к реалиям общественного производства. Может показаться, что с изучением общественного производства связан только раздел «макроэкономика», а «микроэкономика» имеет дело только с отдельными хозяйствующими индивидуумами. Действительно, при изучении микроэкономики нам чаще всего придется брать в качестве примера отдельного производителя или потребителя. Но при этом нужно помнить, что эти субъекты действуют в системе
48
49
общественного разделения труда и в системе ограничений, налагаемых общественными институтами (например, институтом собственности).
Общественное богатство выступает как результат процесса производства. Традиционное понимание общественного богатства, восходящее к основоположникам классической школы, характеризует его как воплощенный в материальных благах накопленный прошлый труд предшествующих и настоящего поколений. А К.Маркс отмечаи, что все, что «не является результатом человеческой деятельности, результатом труда, есть природа и в качестве таковой не является социальным богатством» (Маркс К., Энгельс Ф Соч., т.26, ч.З. С.446).

Не вдаваясь сейчас в полемику о том, каков вклад каждого из факторов производства в создание богатства (а разные школы в экономической теории по-разному освещают эту проблему), заметим, что А.Смит, Д.Рикардо, К.Маркс отводили именно труду решающую роль. Правда, К.Маркс подчеркивал мысль У.Петги о том, что «труд отец богатства, земля его мать», и это выражение еще встретится на страницах нашего учебника в связи с теориями стоимости. Сейчас же важно подчеркнуть, что современная западная экономическая мысль все чаще критикует тезис о материальном содержании богатства. Так, американский экономист П.Хейне говорит о том, что «слово материальный на самом деле не имеет смысла в сочетании с такими словами, как богатство или же благосостояние» (Хейне П. Экономический образ мышления.

M., 1991. С.172). Экономический рост, по мнению Хейне, состоит не в увеличении производства вещей, а в увеличении богатства.

А богатство это все, что люди ценят. Такое определение богатства позволяет включить в это понятие и профессиональные знания, и природные ресурсы, и природные способности человека, и свободное время (о последнем как о специфической форме богатства писал еще К.Маркс). С теоретической точки зрения подобное понимание богатства позволяет высветить многие грани этой экономической категории.

Однако, когда речь идет о статистических расчетах и международных сопоставлениях национального (общественного) богатства, это широкое определение делает затруднительным и если вообще возможным и конкретные цифровые подсчеты. Нельзя забывать и о том, что общественное богатство можно представить как в натуральной, так и в денежной форме, следова-


50
тельно, изменение стоимости самих денег может привести и к различным оценкам одного и того же количества материальных благ (подробнее об этом в гл.11). Изменение оценок людей может привести к изменению реальных размеров богатства той или иной страны. Так, в бывшем Советском Союзе производилось в год такое количество обуви, которое превышало аналогичный показатель Англии, Франции и ФРГ, вместе взятых. Абсолютные размеры производства цемента, металлорежущих станков и др. также превосходили показатели развитых промышленных стран. Но было ли действительно создание всех этих вещей богатством, если, например, отечественную обувь потребители покупали лишь тогда, когда не находили импортной?

Богата или бедна Россия? Можно услышать прямо противоположные ответы на этот вопрос. Да, мы бедны, потому что у нас не хватает продовольствия, одежды, жилищ по доступным ценам для большинства населения страны.

Да, мы богаты, потому что обладаем огромными запасами природных ресурсов, квалифицированными кадрами, приоритетом во многих научных исследованиях. Иногда вопрос ставится и так: если мы так богаты, то почему мы так бедны? Стали ли мы богаче, если, например, увеличили производство хлопка ценой засоления и эрозии почвы?
Очевидно, что современное понимание категории богатства неразрывно связано с понятием эффективности, а эффективность также зависит от оценок людей. Поэтому в дальнейших параграфах этой главы будут рассмотрены категории эффективности в производстве и эффективности в распределении (экономической эффективности).
Еще раз подчеркнем, что понимание богатства как эко комической категории зависит от оценок. Это оценочная категория и вне суждений человека о ценности того или иного блага не существует. Можно дать такую характеристику понятия богатства: это все, что расширяет выбор человека (альтернативные возможности).

С этой точки зрения и вещи, и деньги, и знания, и природные ресурсы, и свободное время расширяют наш выбор и могут расцениваться как богатство.
Богатство всегда необходимо рассматривать в контексте удовлетворения потребностей человека. Так, если матери альные и нематериальные блага и услуги имеются в коли честве, способном удовлетворить наши потребности до
51
полного их насыщения и эти блага нам доступны, можно говорить, что мы богаты. Но вновь нужно обратить внимание на относительность категории богатства. Богат ли йог, обходящийся минимумом пищи и сосредоточенный на постижении Бога? Богат ли миллионер, прикованный параличом к постели и потерявший умственную и физическую дееспособность?

Что означает широко распространенное выражение «Главное богатство здоровье»? Или «Главное богатство свобода»? Возможно ли быть свободным, не обладая тем количеством материальных благ, которое признано прожиточным минимумом?


Так много вопросов при анализе категории богатства поставлено для того, чтобы подчеркнуть значение относительных категорий и величин в экономической теории. Это станет яснее в последующем, после анализа категорий ценности, меновой ценности, условий равновесия потребителя и производителя на рынке, процента и т.д.
§ 3. Производство, распределение, обмен и потребление
В результате общественного производства создается общественный продукт. В своем движении общественный продукт проходит ряд взаимосвязанных стадий: производство, распределение, обмен и потребление.
Производство это исходный пункт2, в котором создается продукт, а точнее материальные блага и услуги. Будучи созданными в процессе производства, эти блага завершают свое движение в потреблении. Но важно подчеркнуть, что потребление является непосредственной целью производства лишь во внерыночных системах хозяйства.

Например, целью охоты и собирательства первобытной общины было потребление добытого за день; некоторая часть предметов потребления могла быть отложена в качестве запаса. Целью производства в рабовладельческом обществе было потребление (зачастую расточительное) ра-
1 Полное насыщение на данный момент времени. Сегодня вы сыты, но завтра вновь почувствуете голод.
2 Исходный пункт только в рамках той очевидной истины, что для того, чтобы жить, человек должен вначале пить, есть, иметь жилище и т.д. В рыночном же хозяйстве производство будет осуществляться лишь тогда, когда рынок и вообще сфера обмена дали производителю соответствую ищи ценовой сигнал.
52
бовладельцев, ничтожная часть произведенного доставалась рабам. Вообще в натуральном хозяйстве (рабовладение, феодализм) потребление, вполне очевидно, непосред ственно является целью производства. Однако в системе рыночного хозяйства непосредственной целью является получение прибыли.

Это не изъян системы рыночной экономики, а ее важнейшее преимущество. «Стремление к прибыли, подчеркивает выдающийся австрийский экономист Ф.Хайек, это как раз то, что позволяет использовать ресурсы наиболее эффективно. Высокосознательный социалистический лозунг «Производство во имя потребления, а не ради прибыли...» свидетельствует о полном отсутствии внимания к тому, как приумножаются произ водительные возможности» (Хайек Ф.



Содержание раздела