Модель общего равновесия


Другой вид связи сопутствующие товары: велосипеды и насосы, продукты питания и пластиковые пакеты, автомобили и чехлы. Все это разновидности взаимодополняемых товаров, или товаров-комплементов: употребление одних из них предполагает употребление других. При наличии таких связей рост цен на один из взаимодополняемых товаров ведет к падению спроса на дополняющие его товары. Взаимозаменяемые товары, или товары-субституты (например, мыло и стиральный порошок, говядина и курятина, рис и картофель) обнаруживают противоположную связь: увеличение цены на один из них дает сигнал к росту спроса на их заменители. Существуют и, казалось бы, не связанные друг с другом товары, например, книги и часы.

Тем не менее все товары прямо или косвенно влияют на покупательную способность людей, которые одновременно являются и производителями, а стоимость трудовых ресурсов напрямую связана со стоимостью производимых с их участием товоров (см. понятие производного спроса в гл. 10, § 1). 570
571
В такой тесно переплетенной и многофакторной рыночной системе ценовой сигнал является многократно отраженным и несет в себе информацию множества взаимосвязанных рынков. Поэтому в отличие от единичного рынка в рыночной системе (совокупности рынков, охваченных сетью взаимосвязей и представляющих собой единый хозяйственный организм) действует эффект обратной связи. Сигналы, исходящие из одного рынка в результате изменения на нем ситуации, распространяются во всех направлениях рыночной системы и в многократно отраженном и преобразованном виде возвращаются на исходный рынок, но уже в роли внешних по отношению к нему факторов, порождающих новые изменения.

Причем, так сигнализируют и получают сигналы одновременно все рынки хозяйственной системы. Очевидно, что рыночная система в целом, как и единичные рынки, также тяготеет к равновесию. Равновесное состояние всей рыночной системы называют общим равновесием, которое, в отличие от частичного равновесия, достигается гораздо труднее и реже.
Рассмотрим, как происходит движение рыночной системы от одного момента общего равновесия к другому. Для более четкого представления механизма установления общего равновесия построим абстрактную двухотраслевую модель ( 1), в которой участвуют рынки двух продуктов (например, автомобилей и мебели), связанные с рынком труда, который в нашей модели делится на трудовые ресурсы А, обслуживающие производство автомобилей, и трудовые ресурсы M, использующиеся в мебельной промышленности. Все рассматриваемые рынки находятся в условиях совершенной конкуренции.
Допустим, что отрасли автомобильной и мебельной промышленности находятся в состоянии долгосрочного равновесия и не склонны ни к расширению, ни к сокращению. Поэтому Pa1 и Wa1I Pm1 и Wm1 мы рассматриваем соответственно как равновесные цены продуктов и ставки заработной платы. Предположим, что под влиянием некоторых обстоятельств вырос спрос населения на автомобили и понизился на продукцию мебельной промышленности.
572
Посмотрим, что происходит в этих отраслях в краткосрочном периоде. Автомобильная промышленность: рост спроса на автомобили обнаруживает готовность населения купить предлагаемую отраслью в этот период продукцию по более высокой цене P3 , так как автомобили стали более редкими относительно расширившегося на них спроса (Da.-» Da2). В ответ на повышающуюся величину спроса фирмы начинают продавать автомобили по более высокой цене Pa2, получая при этом квазиренту.

В такой ситуации становится целесообразным некоторое увеличение предельных издержек, чтобы в ответ на расширение спроса повысить величину предложения с Qa1 до Qa2. Итак, состояние равновесия, обозначенное точкой 1, перемещается в точку 2 на графике 1.
Для наращивания величины предложения фирмы нуждаются в дополнительных услугах труда, расширяя величину спроса на трудовые ресурсы A (da, -» ^a2) и предлагая более высокие ставки заработной платы. В ответ на ценовой сигнал рабочие автомобильной промышленности расширяют величину предложения своих услуг, что выражается в усилении интенсивности труда, либо в удлинении рабочего времени. Равновесие из точки 1 перемещается в точку 2 на графике 1'


В отрасли M в краткосрочном периоде происходя! противоположные изменения. В ответ на падение спроса цена на мебель падает с PA/, до Pm2- В этих условиях фирмы стремятся к минимизации своих предельных издержек, в частности, снижая спрос на трудовые ресурсы M (/л/) -» du2). B результате снижается равновесная ставка заработной платы до Wu2 и сокращается занятость до qMr Ha графике 2 первоначальное равновесие в точке 1 перемещается в точку 2. Соответственно, аналогичные изменения происходят на графике 2 первоначальное равновесие также смещается из точки 1 в точку нового равновесия 2. Итак, после происшедших в двух отраслях преобразований в краткосрочном периоде отрасль А, производящая автомобили, продолжает получать квазиренту и расширяться, что привлекает в нее фирмы других отраслей. Наоборот,
573

7e, qo2 qa3 q
Трудовые ресурсы А


Трудовые ресурсы М

Автомобильная отрасль (А}
Ом, ^ О


Мебельная отрасль (M)
отрасль М в результате падения потребительского спроса на мебель приходит в упадок, и фирмы склонны выходить из этой отрасли.
Теперь рассмотрим, какие рыночные приспособления наблюдаются в отраслях А и M в долгосрочном периоде. Принимая новые фирмы и расширяя свои производственные возможности, отрасль А увеличивает предложение. На графике это выражается в смещении кривой предложения вправо (S3 - Sa2).

В результате увеличения предложения цена на автомобили несколько падает, до уровня Pa3, и равновесное количество выпускаемой продукции увеличивается до Qa,. Отрасль приобретает новое положение равновесия в точке 3.
Что же происходит в мебельной промышленности? В результате ухода ряда фирм из убыточной отрасли M снижается уровень ее производственных возможностей и предложение мебели перемещается с S^1 до, S^2 на более низкий уровень. Это несколько увеличит цену на мебель и Рм2 поднимется до /V3. Такому положению соответствует новая точка равновесия 3.
В это время на рынке ресурсов происходят аналогичные приспособления. Влекомые из убыточной отрасли M, трудовые ресурсы M частично переливаются в отрасль А, где возникает потребность в привлечении трудовых ресурсов из других отраслей для расширения производственных возможностей. Приток трудовых ресурсов стимулируется более высокой ставкой заработной платы для трудовых ресурсов M. В результате пополнения отрасли А новыми работниками формируется новая равновесная ставка заработной платы Wa3 для трудовых ресурсов А (в ответ на расширение спроса расширяется и предложение рабочей силы, в результате ставка заработной платы несколько снижается от WKa2 к Wa3).

Формируется и новая равновесная ставка заработной платы для работников M (когда спрос dMl падает до Af2, предложение рабочей силы сокращается от дМ2 до Qu3, в результате ставка заработной платы несколько повышается с W^2 до Wu3). Аналогично предыдущим случаям на графиках 1 и 2 равновесие устанавливается в точках, обозначенных цифрой 3.
576
Так, на примере двухотраслевой модели мы проследили движение рынков автомобилей и мебели, включая рынки на их трудовые ресурсы, от равновесного состояния покоя в точках 1 до установления нового равновесия в точках 3. Не трудно предположить, что если бы в нашей модели имелись третьи отрасли, связанные с рынком товара А на условиях взаимозаменяемости продукции, то в рассматриваемой ситуации в них происходили бы изменения по аналогии с перемещениями в отрасли А. Однако в случае выпуска взаимодополняемой продукции по отношению к продукции отрасли А, «нащупывание» нового равновесия третьими отраслями будет проходить по «сценарию» отрасли M.
§ 2. Модель общего равновесия Л. Вальраса. Роль трансакционных издержек
Перемещения от одного состояния равновесия к другому мы рассматривали в идеальной модели без учета трансакционных издержек, понятие которых, как отмечалось в гл. 4-6, ввел американский экономист P. Коуз. Напомним, что в весьма обобщенном виде трансакционные издержки можно представить как затраты времени, сил и средств на совершение трансакции (сделки), т.е. как фактор, определенным образом деформирующий реакцию спроса и предложения на ценовой сигнал, да и сам ценовой сигнал с учетом этого вида издержек несколько преобразуется. «Чтобы осуществить рыночную трансакцию, отмечал P. Коуз, необходимо определить, с кем и на каких условиях желательно заключить сделку, провести предварительные переговоры, подготовить контракт, собрать сведения, чтобы убедиться в в том, что условия контракта выполняются...» (Коуз P. Фирма, рынок и право. M., 1993.

С.9).
Американский экономист, лауреат Нобелевской премии за 1993 г. Дуглас Норт классифицировал трансакционные издержки следующим образом:
1) издержки, связанные с поиском информации (о контрагентах, о ценах и ценовых ожиданиях);
2) издержки, связанные с ведением переговоров по условиям контракта и заключением сделки;
19
577
3) издержки, связанные с разработкой системы стандартов, контролем за уровнем качества, а также с потерями от ошибок;



Содержание раздела