Циклы Китчина, Жугляра, Кондратьева, Кузнеца.


Происходит заметное удорожание кредита (до 15% в год), это затрудняет получение средств на расширение производства, сдерживает инвестиции. Но все-таки большее внимание в этот период уделялось налогово-бюджетным инструментам, так как кейнсианская теория ориентируется на совокупный спрос, а сокращение государственных расходов или рост налогов напрямую воздействуют на спрос, в то время как кредитно-денежные механизмы оказывают опосредованное влияние через инвестиции. На рубеже 70-80-х гг. ситуация вновь меняется. Обнаруживается замедление темпов экономического роста, кризис отдельных отраслей, рост безработицы, снижение деловой активности. Необходимо было опять менять методы регулирования в соответствии с новым циклическим витком конъюнктуры. К власти приходят неоконсерваторы, которые отходят от кейнсианских рекомендаций и ориентиру-
360
ются на классические теории (ограничение роли государства, свобода рыночных субъектов) и монетаризм (регулирование денежной массы как главный рычаг воздействия на экономику). Поэтому основное внимание теперь уделяется именно кредитно-денежному регулированию и использованию кредитно-денежной политики для сглаживания циклических колебаний. Появляется термин «таргетирование денежной массы» («money targeting»), который означает регулирование размера денежной массы.
Основную причину инфляции монетаристы видят в чрезмерном росте государственных расходов, которые и предлагают сократить. Бюджет уже не может быть элементом серьезного государственного регулирования еще и по причине существенных дефицитов. В области налогово-бюджетной политики внимание переключается на налоговые мероприятия.

В США в 60-е гг. проводится налоговая реформа, которая предполагает снижение ставок налогов и снижение степени прогрессивности налоговой шкалы, это приводит к созданию дополнительных экономических стимулов роста производства. Но несмотря на внешнюю схожесть политики 80-х гг. и политики 50-60-х гг., которую можно охарактеризовать как экономическую экспансию, они сильно различаются самим подходом к регулированию цикла. В 50-60-е годы основное внимание уделялось расширению спроса, и поэтому более важным считалось проведение успешной налогово-бюджетной политики.

Сейчас же взят ориентир на предложение, то есть на создание условий для эффективного производства, поэтому внимание уделяется либерализации кредита, а в налогово-бюджетной политике снижению налогов и степени прогрессивности налоговой шкалы.
В современных условиях возникает ряд новых факторов, о которых следует сказать особо в связи с осуществлением антициклической политики.
Первое это явление синхронизации экономических циклов, наблюдающееся с 70-80-х гг., то есть совпадение циклических колебаний в разных странах и регионах. Процесс синхронизации объясняется усиливающейся интернационализацией производства, развитием связей между странами, распространением HTP и углублением научно-технического сотрудничества. При проведении антициклического регулирования правительство должно с этим счи-
361
таться и стремиться синхронизировать свои мероприятия, направленные на сглаживание циклических колебаний, с аналогичными мероприятиями, проводящимися в других странах. Игнорирование этого требования может привести не только к снижению эффективности антициклического регулирования, но даже практически к нулевым результатам усилий в данной области. В этом отношении показателен пример Франции. В начале 80-х гг., в период, когда уже повсеместно господствовали неоконсервативные доктрины, Франция в целях борьбы с экономическим спадом ориентировалась на кейнсианские рецепты: стимулировала внутренний спрос* главным образом за счет роста государственных расходов.

В период, когда другие страны проводили политику экономии бюджетных средств, эти попытки Франции не могли иметь стимулирующий эффект и вели к бессмысленному росту бюджетного дефицита. Пример Франции показывает, что важно не только осознать необходимость проведения государственной антициклической политики, но стараться согласовывать сами ее мероприятия между отдельными странами.


Второе, что важно отметить это тот факт, что выше были рассмотрены лишь общие ориентиры антициклической политики. Но усугублению конъюнктурных колебаний способствуют и такие явления, как инфляция, монополизация экономики, нарушение хозяйственных пропорции и т. п. Поэтому все те мероприятия, которые проводятся в целях их преодоления (антиинфляционная политика, борьба с монополизмом и т. п.), тоже можно рассматривать как частные случаи регулирования экономического цикла.
Основные понятия:
Экономический цикл
Акселерация
Кризис (спад)
Структурные кризисы
Подъем
Интернальные теории цикла
Депрессия
Экстернальные теории цикла
Циклы Китчина, Жугляра, Кондратьева, Кузнеца.





Содержание раздела