Происходит заметное удорожание кредита (до 15% в год), это затрудняет получение средств на расширение производства, сдерживает инвестиции. Но все-таки большее внимание в этот период уделялось налогово-бюджетным инструментам, так как кейнсианская теория ориентируется на совокупный спрос, а сокращение государственных расходов или рост налогов напрямую воздействуют на спрос, в то время как кредитно-денежные механизмы оказывают опосредованное влияние через инвестиции.
На рубеже 70-80-х гг. ситуация вновь меняется. Обнаруживается замедление темпов экономического роста, кризис отдельных отраслей, рост безработицы, снижение деловой активности. Необходимо было опять менять методы регулирования в соответствии с новым циклическим витком конъюнктуры. К власти приходят неоконсерваторы, которые отходят от кейнсианских рекомендаций и ориентиру-
360
ются на классические теории (ограничение роли государства, свобода рыночных субъектов) и монетаризм (регулирование денежной массы как главный рычаг воздействия на экономику). Поэтому основное внимание теперь уделяется именно кредитно-денежному регулированию и использованию кредитно-денежной политики для сглаживания циклических колебаний. Появляется термин «таргетирование денежной массы» («money targeting»), который означает регулирование размера денежной массы.
Основную причину инфляции монетаристы видят в чрезмерном росте государственных расходов, которые и предлагают сократить. Бюджет уже не может быть элементом серьезного государственного регулирования еще и по причине существенных дефицитов. В области налогово-бюджетной политики внимание переключается на налоговые мероприятия.
В США в 60-е гг. проводится налоговая реформа, которая предполагает снижение ставок налогов и снижение степени прогрессивности налоговой шкалы, это приводит к созданию дополнительных экономических стимулов роста производства. Но несмотря на внешнюю схожесть политики 80-х гг. и политики 50-60-х гг., которую можно охарактеризовать как экономическую экспансию, они сильно различаются самим подходом к регулированию цикла. В 50-60-е годы основное внимание уделялось расширению спроса, и поэтому более важным считалось проведение успешной налогово-бюджетной политики.
Сейчас же взят ориентир на предложение, то есть на создание условий для эффективного производства, поэтому внимание уделяется либерализации кредита, а в налогово-бюджетной политике снижению налогов и степени прогрессивности налоговой шкалы.
В современных условиях возникает ряд новых факторов, о которых следует сказать особо в связи с осуществлением антициклической политики.
Первое это явление синхронизации экономических циклов, наблюдающееся с 70-80-х гг., то есть совпадение циклических колебаний в разных странах и регионах. Процесс синхронизации объясняется усиливающейся интернационализацией производства, развитием связей между странами, распространением HTP и углублением научно-технического сотрудничества. При проведении антициклического регулирования правительство должно с этим счи-
361
таться и стремиться синхронизировать свои мероприятия, направленные на сглаживание циклических колебаний, с аналогичными мероприятиями, проводящимися в других странах. Игнорирование этого требования может привести не только к снижению эффективности антициклического регулирования, но даже практически к нулевым результатам усилий в данной области. В этом отношении показателен пример Франции. В начале 80-х гг., в период, когда уже повсеместно господствовали неоконсервативные доктрины, Франция в целях борьбы с экономическим спадом ориентировалась на кейнсианские рецепты: стимулировала внутренний спрос* главным образом за счет роста государственных расходов.
В период, когда другие страны проводили политику экономии бюджетных средств, эти попытки Франции не могли иметь стимулирующий эффект и вели к бессмысленному росту бюджетного дефицита. Пример Франции показывает, что важно не только осознать необходимость проведения государственной антициклической политики, но стараться согласовывать сами ее мероприятия между отдельными странами.