Указ. Соч. С. 85, 88, 89).
Продлил существование командно-административной системы, основанной на внеэкономическом принуждении, и 1акой фактор, как природный. Не оцененные рынком бесплатные природные ресурсы фактически отбирались у будущих поколений для поддержания функционирования системы.
Командно-административная, т. е. социалистическая экономика ввиду имманентно присущего ей хронического дефицита не может функционировать без «черного рынка», олицетворяемого теневой экономикой.
Теневая экономика определяется как неконтролируемое обществом производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных ценностей и услуг. Она включает в себя все неучтенные, нерегламентированные, отличные от изложенных в нормативных документах и правилах хозяйствования виды экономической деятельности.
Структура теневой экономики определяется следующим образом:
криминальная экономика, включающая экономическую и общеуголовную преступность;
фиктивная экономика это официальная экономика, выдающая фиктивные результаты своей деятельности за реальные;
неформальная экономика базируется на личных контактах между экономическими субъектами, заменяющими официально установленную организацию экономических взаимосвязей;
нелегальная вторая экономика состоит из незарегистрированных и запрещенных законом видов деятельности.
Весьма показательны абсолютные оценки различных явлений теневой экономики (данные на конец 80-х гг.);
повторный счет, являющийся типичным показателем фиктивной экономики, составлял 36-40% стоимости общественного продукта, т. е. около 600 млрд. руб.;
непроизводительные расходы и потери около 40 млрд. руб.;
объем выпуска некачественной продукции ПО млрд. руб., а приписки 15-20 млрд. руб.;
искусственный дефицит 40 млрд. руб.;
фиктивные зарплаты и премии 30-35 млрд. руб. По некоторым оценкам, общие доходы от теневой экономики достигли 175 млрд. руб., что составило 20% ВНП.
Основной причиной существования в таких масштабах теневой экономики является отсутствие частной собственности на средства производства и существовавшие десятилетиями командно-административные методы управления.
Одним из главных факторов, питающих теневую экономику, является разрыв между ценами спроса потребления
528
529
и административными ценами, с которыми связаны дефицит и государственное распределение товарных ресурсов. Время от времени система мимикрирует, демонстрируя заботу о благе народа. В «золотой век» снижения цен в послевоенное сталинское время система лишь немного в этом отношении опустилась вниз с очень высокой ступени.
Цены в течение десятилетий повышались. Общий их уровень в государственной и кооперативной торговле с 1928 по 1940 год вырос в 6,5 раза. К 1947 г., моменту реформы цен и зарплаты, система пришла к троекратному удорожанию против довоенного.
А зарплата увеличилась на 45,8%. В это же время 25 млрд. руб. у населения изымали практически обязательные тогда госзаймы. Все это и было базой для некоторого последующего понижения цен.
При этом идеологизированное, при государственной монополии на информацию, население воспринимало это понижение цен как очередной шаг в «интересах народа».
Дефицит неизбежное следствие так называемых стабильных цен.
Результат социалистического ценообразования можно рассматривать, используя уравнение обмена MV=PQ. Если предприятиям невыгодно наращивать объем товарной массы (Q) вследствие фиксированных цен, то неизбежен товарный дефицит. Нарастающий объем денежной массы (M) вследствие устанавливающихся трудностей ее превращения в товары приводит к ажиотажному спросу ускорению V, что в целом давит на цены в сторону их повышения. Государство же оставляет цены фиксированными, что означает развитие и стимулирование подавленной инфляции в виде нарастающего дефицита, очередей и т. п. «Одним из явлений, сопутствующих дефициту (а возможно, и стимулирующих его), может быть сдерживаемая административным фиксированием цен инфляция...» (Корнай Я. Дефицит, 1990.
С. 578).
В отношениях с мировым хозяйством в социалистической экономике господствовал остаточный принцип, диктовавший обеспечение независимости страны от импорта. Экспорт осуществлялся в таких объемах, чтобы можно было заработанной валютой оплатить импорт. Деление контрагентов осуществлялось по мировоззренческим критериям: социалистические, капиталистические, развивающиеся страны. Излишне говорить о том, что вся внешнеэкономическая деятельность проводилась через государственные организации. При прогрессирующем отставании командной системы от мирового уровня, при закрытом типе экономики ни о какой конвертируемости национальной денежной единицы не могло быть и речи.
Иначе говоря, командная система экономики это всегда автаркия в отношении мирового рынка.
Итак, внешне благополучное, сбалансированное и стабильное социалистическое хозяйство (низкие цены, отсутствие безработных, гарантированные заработки) скрывает за своим фасадом подавленную инфляцию и подавленную безработицу. Рано или поздно, но эти процессы должны были выйти наружу и принять открытую форму.
531
§ 3. Экономика власти: некоторые итоги и выводы
Десятилетия существования в нашей стране командно-административной системы привели не к формированию экономики потребления, а к созданию экономики власти. Такой тип экономики может обеспечить весьма невысокий (по западным стандартам) уровень потребления подавляющей части населения и то или за счет прошлых поколений (лагерный труд на «стройках коммунизма»), или за счет будущих распродажа богатейших природных ресурсов. Экономика власти направлена не на удовлетворение потребностей людей, а на поддержание жизнедеятельности существующей командно-административной системы.
Какова же историческая цена сформировавшейся командно-административной системы?
Ф. Достоевский еще в 1871 г. сделал предположение, что социальное переустройство общества может обойтись народу в сто миллионов голов. Население СССР, по некоторым оценкам, потеряло в связи с событиями 1917-1959 гг. 110,7 млн. человеческих жизней (Курганов И. Три цифры. Аргументы и факты. № 13, 1990).
Какой ценой это можно измерить?
Командно-административная система несовместима с объективными критериями экономических решений. Вопрос соизмерения затрат и результатов может решаться только косвенно, через деньги, а чтобы это соизмерение носило объективный характер, нужен рынок. Сосуществование рынка и командно-административной системы в принципе невозможно.
«Преимущество» плановой экономики в формировании экономического роста без кризисов в реальной хозяйственной практике выливается в уничтожение циклической формы развития, а следовательно, отсутствие экономических стимулов качественного и количественного обновления основного капитала.
Важно понимать, что циклические кризисы, имманентные рыночной экономике, играют роль «созидающего разрушения», отбраковывая все неконкурентоспособное.
Все предыдущие попытки изменить командно-административную систему путем частичных реформ не увенчались, да и не могли увенчаться успехом (см.: Бирман И. Реформа экономики абсурда: к собственной собственности. M., 1991).
532
Обществу нужно не «обновление», не «перестройка», а переустройство на принципах, выработанных мировой цивилизацией.
Представляются интересными суждения на этот счет академика A. H. Яковлева.
«В целях кардинального изменения всего нашего социального бытия необходимо сосредоточить всю деятельность по направлениям, способным определить уход от прошлого и придать качественно новый облик обществу. Эти направления я символически называю «Семь Д»: Де-паразитация; Демилитаризация; Денационализация; Де-коллективизация; Демонополизация; Деиндустриализация экологическая; Деанархизация. (Яковлев А. Предисловие. Обвал.
Послесловие. M., 1992. С. 183).
Категорическим императивом всего общественного переустройства должно стать изменение всех сторон жизни общества на принципах демократии. Одной из самых трудных задач здесь будет изменение стиля мышления наших людей на демократический. Дело в том, что все предшествующее бытие, условия жизни многих поколений сформировали совершенно не демократический образ мышления наших людей (см.
Бердяев H. А, Истоки и смысл русского коммунизма. M., 1990; Бердяев H. А. Судьба России. M., 1990; Бердяев H. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века; Сорокин П.А.
Основные черты русской нации в двадцатом столетии. В кн.: О России и русской философской культуре. M., 1990).
Демократия должна пронизывать все наше общество: от индивидуального мышления до экономики и политического устройства. Только демократия является гарантией необратимости перемен.
О необходимости изменения командно-административной системы высказываются разные точки зрения: о направлениях перемен, а также об их темпе. Заслуживают внимания мысли на этот счет уже цитировавшегося Я. Корнай:
«1. На закате средневековья человечество перешло к рыночной экономике, основанной на частной собственности. Это Первая Дорога.
Советский Союз был первой страной за ним последовали другие страны, свернувшие на Вторую Дорогу, которая привела к господству бюрократической командной экономики, основанной на общественной собственности. Оказалось, что Вторая Дорога
533
ведет в тупик. Хотя за несколько десятилетий был достигнут значительный экономический рост, однако его цена была ужасной: страдания людей, упадок ряда отраслей хозяйства.
..,Третьего пути не дано. Народы, десятилетиями следовавшие по Второй Дороге, обретут мир, согласие и нормальную экономику тогда и только тогда, когда после долгих и болезненных поисков они выйдут на Первую Дорогу.
2. Ключевой момент преобразований состоит в том, чтобы на, первый план выступила частная инициатива, получила юридическую защиту частная собственность. Нечего надеяться на значительное улучшение ситуации в экономике, пока в решении этих вопросов сохраняется двойственность, пока частные предприятия одновременно и поощряются, и преследуются, и одобряются, и презираются. Десятилетия антибуржуазной пропаганды оставили глубокие язвы в общественном сознании, и они еще долго не заживут.
...Переход может быть успешным до тех пор, пока правительство опирается на широкую международную поддержку. Необходимо сильное правительство, но его сила не должна быть основана на запугивании народа. Надежда появится только тогда, когда все, кто захочет участвовать в этих великих преобразованиях, объединят свои усилия» (Корнай Я. Пусть к свободной экономике.
M., 1990. С. 2-4).
Основные понятия:
Централизованное планирование
Огосударствленная экономика
Товарный дефицит
Товарный излишек
Фиксированные цены
Подавленная инфляция
Бюджетное ограничение: (мягкое, жесткое)
Подавленная безработица
Отсутствие трудовых стимулов
Теневая экономика
Принуждение к труду
Черный рынок
Отсутствие альтернативных издержек
Автаркия
Экономика власти
534