Тема 6. Излишек производителя и излишек потребителя.
1. Излишек потребителя
Рассмотрим кривую спроса. Как видно из графика, на рынке имеется группа потребителей, готовых купить товар по цене выше рыночной (Р2). На рынке устанавливается цена Р1P2.
Получается, что потребители этой группы могут сэкономить некоторую сумму при покупке нужного им количества товара (площадь прямоугольника P1P2BE).
Излишек потребителя разница между максимальной суммой, которую потребители готовы были бы заплатить за запрашиваемое количество, и суммой, которую они платят в действительности.
Графически потребительский излишек площадь треугольника P1AC.
Основа излишка потребителя у группы потребителей, готовых купить товар по цене выше рыночной, интенсивность потребности в данном товаре выше, чем у остальных потребителей, поэтому они согласны платить за товар больше.
2. Излишек производителя.
Рассмотрим кривую предложения. Издержки разных производителей на производство единицы товара разные (у кого-то выше, у кого-то ниже), поэтому некоторые производители могут предлагать товар по более низкой цене (Р3). На рынке устанавливается цена Р1P3.
Производители с низкими издержками получают выигрыш в виде дополнительно полученной прибыли (площадь прямоугольника P3P1EC).
Излишек производителя суммарная величина превышения рыночной цены над экономическими издержками производства.
При этом экономические издержки включают все издержки фирмы и нормальную для данной отрасли прибыль.
Графически излишек производителя - площадь треугольника OP1B.
Основа излишка производителя у разных производителей имеются разные по качеству ресурсы, технологии разной производительности и другие дифференцирующие условия
3. Рыночные излишки и влияние государства.
Приведенные выше примеры излишков образуются в результате действия рыночных сил (конкуренции, спроса и предложения), которые объективны. Поэтому рыночные излишки можно воспринимать как закономерные и экономически эффективные.
Излишек потребителя - площадь треугольника PeCE.