Цель изучения темы состоит в том, чтобы узнать:
Когда мы включаемся в изучение проблем открытой экономики, то находим много новых особенностей, связанных с макроэкономическими изменениями. Речь идет о поведении условий торговли и их влиянии на чистый экспорт и национальный доход, о существе и объемах иностранного заимствования финансовых ресурсов, изменениях в зарубежных процентных ставках и темпах инфляции. Сам термин «открытая экономика» означает попросту экономику страны, которая активно торгует с другими странами. Но, чтобы лучше усвоить это простейшее и потому слегка загадочное определение, упомянем, что граждане закрытой экономики не могут покупать продукции других стран и продавать свою продукцию иностранцам. Вследствие этого в закрытой экономике теоретически наличествуют только три макроэкономические категории расходов, из которых складывается ВНП: а) совокупное потребление (С); б) валовые инвестиции (I); в) государственные расходы на товары и услуги (G).
Четвертая составляющая совокупного продукта открытой экономики, т. е. чистый экспорт (X), не может ничего добавить к совокупному продукту в закрытой экономике, потому что в ней экспорт и импорт должны равняться нулю.
Конечно, вы уже нетерпеливо ждете момента, чтобы сказать, что таких закрытых экономик фактически нет на свете. Так оно и есть. И поэтому краткое обсуждение существа гипотетической закрытой экономики становится необходимым. Итак, для. закрытой экономики Y = С + I + G. Эта формула является тождеством.
Будьте внимательны и различайте тождества, которые являются таковыми по определению, и равновесные условия, которые описывают равенства рыночного спроса и предложения. В закрытой экономике сбережения (S) всегда равны инвестициям (I). Национальный объем сбережений доля совокупного продукта (Y), которая не поступает в потребительский сектор (С) и в сектор государственных закупок товаров и услуг (G).
Равенство S и I в закрытой экономике говорит нам о том, что эта экономика может увеличивать Y только за счет новых объемов физического капитала.
Таким образом,
S = Y - С - G.
Поскольку тождество, определяющее ВНП, составляет
Y = С + I + G,
то его можно записать так:
I = Y - С - G,
и тогда
S = I,
т. е. национальный объем сбережений должен быть равен объему валовых инвестиций.
Конечно, из начальных макроэкономических тем мы знаем, что S может быть и не равно I, потому что домашние хозяйства могут сберегать, но (в соответствии с технологией расчетов ВНП) не могут инвестировать. Ключ к пониманию того, почему S должны быть равны I, состоит в том, что S сумма всех решений тех, кто в экономике принимает решения, т. е. сумма решений домашних хозяйств, фирм и правительства (государства). Допустим, что домашнее хозяйство снижает потребление и за 1 тыс. р. покупает государственную облигацию. Правительство, получив эту 1 тыс. р., расходует ее на то, чтобы отремонтировать несколько дверей в здании правительства. В этом случае ни I, ни S не затрагиваются.
Рост сбережений домашних хозяйств полностью перекрывается ростом G (ремонт дверей), означающим снижение на 1 тыс. р. государственных сбережений.
А теперь допустим, что то же самое домашнее хозяйство покупает на 1 тыс. р. не гособлигацию, а ценную бумагу какой-либо фирмы. В свою очередь, эта фирма на 1 тыс. р. покупает цемента для своего нового цеха. Вот теперь S и I растут на одну и ту же сумму.
Таким образом, в закрытой экономике сбережения могут иметь место в совокупности только через увеличение капитального запаса.
§ 149. СОВОКУПНЫЙ СПРОС И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:ВОЗДЕЙСТВИЕ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ В 1992 г., например, импорт в США составлял трудно поддающуюся пониманию цифру 615 млрд долл. в ценах 1987 г., при экспорте в 573 млрд долл. и, следовательно, торговом дефиците в 42 млрд долл. С середины 80-х гг. огромный дефицит торгового баланса стал зоной особого внимания экономистов, политиков, телевидения, радио и прессы.
Он достиг почти 150 млрд долл. в 1986 г., хотя к 1991 г. снизился до 1015 млрд долл. Некоторые считали, что это свидетельство слабости американской экономики, другие считали такой дефицит свидетельством силы США. И лишь немногие представляли, что в 1986 г. внешняя торговля США была в целом так же сбалансирована, как и за 10 лет до этого.
Попробуем разобраться с происхождением и последствиями торгового дефицита этой мощной в экономическом плане страны, чтобы научиться самим оценивать подобные события.
Как мы уже говорили, для открытой экономики
Y = С + I + G + (X - М).
(X М) чистый экспорт, т. е. валовой экспорт за вычетом валового импорта. То, что Х является частью расходной величины Y, напоминает нам о том, что автономное увеличение экспорта или автономное снижение импорта имеет мультипликационное воздействие на экономику. Рост Х (чистого экспорта) сдвигает кривую AD, увеличивая тем самым Y и общий ценовой уровень. А что может повлиять на увеличение экспорта?
Если иностранцы становятся богаче, то они увеличат свои расходы, в том числе на зарубежные товары и услуги, включая и американские товары и услуги, а следовательно, американский экспорт возрастет. И наоборот: экономический спад в других странах сократит покупку их гражданами американской продукции и, следовательно, сократит американский экспорт. Таким образом, экономическая динамика в одной стране через мировую торговлю транслируется на другие страны.
Другой фактор воздействия на экспорт соотношение относительных цен на иностранные и отечественные товары. Эта идея является простым применением закона спроса: если цены на товары в, стране А растут, то покупатели будут покупать их меньше, а товары страны В больше. Именно эта идея объясняет воздействие обменных (валютных) курсов на международную торговлю.
Допустим, обменные курсы фиксированы. Что случится, если цены американской экспортной продукции снизятся, а цены японской продукции не изменятся? Теперь и американцы, и японцы будут больше покупать американских товаров и меньше японских. Чистый экспорт США вырастет, увеличивая совокупный спрос в США.
И наоборот, рост американских цен по отношению к японским сократит в США и (X М), и AD. Рост цен за рубежом повышает отечественный чистый экспорт, а снижение цен за рубежом дает обратный результат.
Главная роль обменных курсов превратить цены данной страны в их исчисление в иностранных валютах. Изменение относительных цен в мировой торговле ведет к удорожанию или обесценению различных валют. Обесценение валюты повысит чистый экспорт и, следовательно, увеличит совокупный спрос. Удорожание валюты данной страны снизит ее чистый экспорт и, следовательно, уменьшит AD. Поняв это, мы можем объяснить, почему в США в 80-е гг. рос торговый дефицит.
В первой половине 80-х гг. курс доллара резко пошел вверх. Удорожание доллара столь же резко стимулировало импорт в США и угнетало американский экспорт, став тормозом для увеличения совокупного спроса. В реальном исчислении импорт в США за период 19811986 гг. увеличился почти на 60%, а экспорт на 1%. Вследствие этого 22 млрд долл. чистого экспорта в 1982 г. превратились в 155 млрд долл. торгового дефицита в 1986 г.
Наивысший обменный курс предшественник наивысшего торгового дефицита. В 1985 г. большую часть года курс доллара снижался. Он снижался и весь 1986 г. Но экспортные позиции США, вопреки нашим объяснениям, не улучшались, а продолжали ухудшаться.
Падение рубля резко затормозилось в первой половине 1995 г., началось даже временное улучшение его позиции, но российский экспорт продолжал расти весьма быстро, что тоже противоречит нашим объяснениям. В чем же дело? А дело в том, что в мировой торговле реакция на изменения курсов валют требует определенного времени.
У нее есть лаг запаздывание. Этот лаг в мировой торговле известен как кривая J. Кривая J показывает, что торговый дефицит страны, следуя за обесценением ее валюты или за девальвацией, сначала продолжает ухудшаться, а спустя некоторое время начинает улучшаться. Кривая изменения объема экспорта, таким образом, приобретает форму буквы J, откуда и происходит ее название.
29-1
Возьмем пример из торговых отношений США и Японии, в частности периоды, когда цена иены повышалась, а доллар обесценивался. В первые недели роста курса иены продажи, например, японских телевизоров в США были такими же. Но когда американские оптовики заказывали новые партии японских телевизоров, они уже должны были платить больше долларов за каждый телевизор, чем раньше. В итоге долларовая цена телевизора начала расти. В свою очередь, японские оптовики сначала продолжали продавать то же самое количество персональных компьютеров из США.
Фактически ничего не изменилось. Но в денежном выражении теперь импорт растет, а экспорт не меняется, что отражает часть АВ на кривой J ( 29-1).
Но через некоторое время американский покупатель начинает реагировать на то, что теперь японские телевизоры стали дороже.