Господствующие группы собственников


Ее стремился обосновать еще в 30-х годах XX в. видный английский экономист Д.М. Кейнс (правда, он имел в виду непосредственно только хозяйственную сферу). В последние десятилетия за активное государственное вмешательство в экономические отношения высказывались известные американские ученые Д. Гэлбрейт, П. Са-муэльсон, К.Р.

Макконнелл, С.Л. Брю и другие. Воздействие властных структур непосредственно на некоторые формы собственности начинает рассматриваться и в отечественной литературе1. Как уже отмечалось, наибольшую значимость в регулировании процесса присвоения-отчуждения имеют центральные государственные органы, но они при этом выполняют достаточно разные функции. Так, законодательные ведомства участвуют в регулировании процесса отчуждения-присвоения через создание соответствующих юридических актов, которые исполнительные структуры призваны осуществлять путем необходимой организационной деятельности; судебные органы выполняют преимущественно контрольно-надзорные и карательные функции. Непосредственно, нередко директивным образом, государство управляет своим сектором народного хозяйства; все прочие типы и формы собственности должны координироваться им лишь весьма опосредованно, в основном рекомендательными мерами.

Хозяйственные властные структуры так или иначе влияют на движение экономического присвоения, а функционированием социально-политического и духовного достояния преимущественно ведают учреждения по социальным делам, вопросам науки, культуры, искусства.
1 См. в том числе: Управление государственной собственностью: Учебник.— М., 1997; Антюганов СВ., Бородин В.А., Кроткий B.C. Государственное управление собственностью. — Москва — Нижний Новгород, 2001.
208
Естественно, что эта деятельность имеет существенные особенности в каждой общественно-экономической формации. Важнейший момент здесь — определенная социальная ориентация государственного регулирования собственнических отношений. Дело в том, что любая политическая система есть выражение господствующей экономической системы, т.е. выражение потребностей и интересов социальных слоев, доминирующих в данном способе производства. Поэтому в Древней Греции и Древнем Риме государство координировало формы присвоения в интересах рабовладельцев, при феодализме — в интересах помещичьего класса, в условиях капитализма — главным образом в интересах буржуазии. Иначе говоря, центральные властные структуры в каждом данном общественном строе занимаются упорядочением (следовательно, и укреплением) преимущественно господствующей формы собственности.

Этому фактически подчинено регулирование всех других способов присвоения.
Сейчас в развитых странах возрастает воздействие на процессы присвоения со стороны местных органов власти (региональных, городских, сельских). Разумеется, они имеют реальную возможность координировать лишь соответствующие формы владения. Например, муниципалитеты могут активно влиять на функционирование только муниципальной собственности.

Но и при этом приходится учитывать прежде всего интересы крупнейших владельцев.
Крупнейшие владельцы жизненных благ как ведущие субъекты регулирования. Государство и его органы выступают достаточно очевидным, сравнительно непосредственным регулятором собственнических отношений. Более глубинным, скрытым, но более весомым субъектом такого процесса служат доминирующие в том или ином обществе владельцы жизненных благ. Именно они фактически направляют в данном случае только что рассмотренную государственную деятельность. В разных формациях такую роль выполняют разные социальные группы: рабовладельцы, феодалы, буржуазия.

Внутри них решающее значение имеют наиболее состоятельные слои; они по сути дела определяют основные цели, главную направленность при координации отношений присвоения в соответствующем обществе. Все сказанное логически следует из ведущего положения самой собственности (особенно крупной экономической) в историческом развитии.
Господствующие группы собственников осуществляют свои регулирующие функции не прямо, не явно, а чаще всего через


209
государственную деятельность. Обычно это происходит при посредстве крупнейших политических партий страны. Так, в современных условиях монополистическая буржуазия США побуждает властные структуры согласовывать в ее интересах собственнические отношения при помощи двух ведущих партий — республиканской и демократической. В Германии подобную посредническую миссию выполняют чаще всего христианские и свободные демократы.

В современной России для этой цели формируется объединение нескольких центристских партий.
Однако крупнейшие собственники стремятся использовать государство для регулирования способов присвоения также через свои ассоциации и союзы. Например, в Японии Федерация экономических организаций (объединение большого бизнеса этой страны) оказывает всестороннее влияние на деятельность парламента и правительства; с ней согласовываются любые значительные решения, прежде всего в хозяйственной области. В США регулярно проводятся деловые встречи президента и парламентских лидеров с Национальной организацией промышленников.

Подобный опыт стремятся перенять и в современной России: президент В.В. Путин стал систематически устраивать обстоятельные совещания с представителями олигархического капитала. Значительным влиянием на властные структуры здесь пользуются также Союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата.
Таким образом, крупнейших собственников можно считать ведущими субъектами регулирования собственнических отношений (хотя, повторяю, чаще всего они носят скрытый характер).
Общественные организации как субъект регулирования собственности. Следующим участником упорядочения отношений присвоения-отчуждения служат некоторые общественные организации.
Среди них наибольшую роль в данном процессе играют профессиональные союзы. Правда, они возникли только в ходе формирования капиталистического строя: в западно-европейских странах и США первые из них появились в конце XVIII в. в виде обществ взаимопомощи. Но уже в XIX в. они приобрели существенное значение в социальной жизни целого ряда государств.

В настоящее время действуют несколько международных профцентров, среди которых крупнейшими являются Всеобщая федерация профсоюзов, Международная организация свободных профсоюзов, Всемирная конфедерация труда. В нашей стране
210


I)
наибольшим влиянием пользуется Федерация независимых профсоюзов России, объединяющая не менее 6—7 млн членов1.
Естественно, что профессиональные организации (главным образом в лице своих руководящих органов) регулируют в первую очередь движение своей собственности. Это происходит посредством распределения и перераспределения акций профсоюзных предприятий, купли и продажи недвижимости, путем подготовки менеджмента, повышения отдачи от своих предприятий и организаций, регламентации социального обслуживания своих членов и т.п.
Однако профсоюзы могут оказывать значительное влияние на функционирование не только своего достояния. Так, они способны воздействовать на движение государственной и частной собственности посредством участия в процессах приватизации и национализации в формировании госбюджета, социальной защите трудящихся предприятий и учреждений и т.д. Координация личного присвоения (главным образом трудового) осуществляется путем влияния на уровень заработной платы, цены товаров массового спроса, жилищно-коммунальные тарифы, через другие подобные действия. В 90-е годы по этим направлениям активно действовали французские профобъединения, организовавшие в 1995 г. всеобщую забастовку трудящихся.

В целом же профсоюзы призваны ограничивать стремление частных владельцев (прежде всего крупных) к безудержному обогащению и способствовать умножению трудового достояния.
Все более активное участие в регулировании собственнических отношений принимают такие общественные организации, как союзы потребителей. В массовом порядке они стали возникать во многих странах после Второй мировой войны. В 1961 г. был создан Всемирный союз потребителей, в котором к началу 90-х годов насчитывалось 184 объединения из 80 стран. Он имеет своих представителей в ряде других международных организаций, в том числе в ЮНЕСКО2.

Деятельность потребительских обществ способствует преимущественно укреплению и развитию личной собственности. Это осуществляется посредством защиты (вплоть до судебной) разнообразных прав потребителей товаров широкого спроса. Имеются в виду права на получение предметов первой необходимости, использование вполне безопасных
1 См.: Аргументы и факты. — 2002. — № 22. — С. 8.
2 См.: Нижегородская правда. — 1994. — 31 мая. — С.2.
211
продуктов питания, приобретение достаточно качественных изделий, возмещение за бракованные товары, широкую информацию о покупаемых предметах и услугах и т.д. Отстаивая подобные права, союзы потребителей добиваются принятия соответствующих общегосударственных и местных законов, проводят массовые проверки предприятий торговли, бытовых услуг, общественного питания. Такая деятельность постепенно развертывается и в современной России: здесь принят Федеральный закон о защите прав потребителей; в краях и областях, наиболее крупных городах созданы филиалы Общероссийского союза потребителей; они более или менее систематически контролируют выполнение упомянутого закона.



Содержание раздела