ФРБ имеет множество функций


Они должны купить акции своего регионального ФРБ, но их дивиденды не превышают 6% в год. Банки члены ФРБ избирают шесть директоров каждого регионального ФРБ, еще трех назначает Совет управляющих ФРС. Девять директоров избирают президента, который должен быть одобрен Советом управляющих ФРС.

Эти девять директоров делятся на три категории (А, В, С). В категории А три директора должны быть профессиональными банкирами. В категории В три директора должны быть выдающимися бизнесменами из сферы промышленности, торговли и сельского хозяйства.

Наконец, в категории С три назначенных Советом управляющих ФРС директора должны представлять общественные интересы. Они не могут быть служащими или акционерами ФРБ. ФРБ имеет множество функций. Среди них следует отметить следующие:
а) эмиссия наличности;
б) изъятие испорченных денег из обращения;
в) оценка некоторых заявок на слияние;
г) выдача ссуд коммерческим банкам;
д) клиринг чеков;
е) проверка коммерческих банков;
ж) служит посредником между деловым сообществом региона и ФРС.
Все национальные коммерческие банки должны становиться членами ФРС. С 80-х гг. все банки обязаны держать резервы в ФРС, но одновременно все они получили доступ к дисконтному окну, к клирингу чеков, к финансовым ресурсам ФРС в случае срочных и трудных обстоятельств, к услугам ФРБ по электронному переводу денег.
Особую роль играет Совет управляющих ФРС. Он состоит из семи управляющих, каждого из которых назначает президент США с одобрения сената. Для того чтобы ограничить контроль президента над ФРС, управляющий занимает свою должность 14 лет. Все управляющие должны быть из разных регионов. Председатель Совета избирается из его членов сроком на 4 года.

Президент США, даже если бы его избрали на второй срок подряд, не может назначить большинство Совета. Совет обязан предоставлять конгрессу сообщение о своей работе раз в полгода. Совет обладает широкими полномочиями по контролю за финансовыми посредниками.
Федеральный комитет по операциям на открытом рынке проводит заседания 8 раз в год. В его состав входят все члены Совета управляющих ФРС, президент ФРБ Нью-Йорка и по ротации президенты четырех других ФРБ. Президенты остальных ФРБ присутствуют с правом совещательного голоса.

Основная функция комитета операции на открытом рынке, о чем мы подробнее узнаем в следующей теме. Хотя решения о дисконтной ставке и норме резервов не входят в официальную компетенцию комитета, эти вопросы фактически решаются именно на его заседаниях.
Помимо писаных правил существует создававшаяся десятилетиями неформальная структура отношений внутри ФРС. Коммерческие банки члены ФРС фактически не имеют влияния на решения Совета управляющих. Выборы директоров ФРБ выглядят как назначение, которое производят президенты ФРБ.

Коммерческие банки не влияют на решения ФРБ, хотя и являются их акционерами. Все это позволяет сделать весьма важный вывод: собственность на активы ФРС принадлежит частному сектору, но управляется ФРС властями, отражающими интересы общества в целом. Это делает ФРС чрезвычайно влиятельной силой, цементирующей интересы всех секторов общества и экономики.
ФРС обладает чрезвычайно высокой степенью независимости в отличие от других федеральных ведомств США. На независимость ФРС особое влияние оказывает ее экономическая самостоятельность. Выручка от владения ценными бумагами, от ссуд коммерческим банкам лишает конгресс и президента возможности давить на ФРС материально.

ФРС сама покрывает свои расходы, направляя, вдобавок, чистую выручку в Министерство финансов.
ФРС может отказать федеральному аудиторскому ведомству в разрешении на проверку своей деятельности. В одной из статей известных макроэкономистов А. Алесины и А. Саммерса на основе реальных фактов утверждается, что существует обратная зависимость между степенью независимости Центрального банка и уровнем инфляции: чем выше уровень независимости, тем ниже уровень инфляции.
Хотя ФРС независимое ведомство, наивно полагать, что оно действует, не согласовывая своих решений с другими ветвями власти и другими ведомствами. Действия всех властей и всех экономических ведомств постоянно взаимо-увязываются. Раз в неделю проходят рабочие встречи председателя Совета управляющих ФРС, министра финансов и председателя совета экономических консультантов при президенте.



На этих встречах согласовываются все необходимые решения, касающиеся макроэкономической трилогии проблем устойчивого роста, полной занятости и стабильных цен.


В заключение целесообразно обозначить основные функции Центрального банка:

    1. получение депозитов от финансовых институций (в форме обязательных резервов) и выдача этим институциям разрешения осуществлять платежи друг другу;
    2. определение минимального уровня обязательных резервов, которые коммерческие банки должны держать для гарантии депозитных счетов, определение минимального уровня собственного капитала банка;
    3. предоставление займов коммерческим банкам, если они временно испытывают нехватку резервов;
    4. выполнение роли банкира правительства;
    5. обеспечение системы чековых расчетов;
    6. эмиссия наличности.

Великая депрессия 19291933 гг. оставила глубокий след в психологии людей. Тогда она привела к панике и к массовому изъятию депозитов из банков. В огромном количестве случаев сумма изъятий превышала резервы.

Призрак 1929 г. до сих пор витает в банковском мире. Именно поэтому правительства большинства развитых стран с традициями рыночной экономики установили определенные системы безопасности, как для банков, так и для вкладчиков.
Как уже отмечалось, банковская система в решающей мере зависит от доверия к ней со стороны вкладчиков. Для того чтобы поддержать это доверие, власти жестко контролируют деятельность банков, страхуют депозиты вкладчиков и активы банков. Еще в 30-е гг. правительство США создало два важных финансовых агентства Федеральную корпорацию страхования депозитов и Федеральную корпорацию по страхованию счетов в ссудо-сберегательных кассах. Их функции состоят в том, чтобы предотвратить потери вкладчиков в случае возникновения паники и массового изъятия вкладов.

С другой стороны, ФРБ, Управление главного валютного контролера, ряд других агентств обеспечивают систему безопасности банков.
Ключевые слова и понятия

  • Баланс (балансовый отчет)
  • Депозиты
  • Коммерческий банк
  • Мультипликатор депозитного расширения
  • Норма резервов
  • Фракционные (частичные) резервы
  • Функции
  • Центрального банка
  • Центральный банк

ИТОГИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

  1. Банки осуществляют деловые операции и зарабатывают прибыль. Они обеспечивают вкладчикам сохранность их денег, чековое обслуживание их вкладов. Банки предоставляют кредиты и гарантируют стабильность системы платежей. Они минимизируют затраты на поиск кредитов, берут на себя риск денежных операций и предлагают клиентам высоколиквидные средства для инвестиций.
  2. Коммерческие банки обязаны держать резервы как часть их депозитов на случай значительного изъятия вкладов. Коммерческие банки для осуществления контроля за своими операциями используют балансовые отчеты, в которых дается информация о движении активов, пассивов и собственного капитала банка.
  3. Важнейшее звено банковской системы Центральный банк. Он является банком правительства. Главная функция Центрального банка обеспечение трех основных макроэкономических задач: устойчивого экономического роста, высокой занятости и, особенно, стабильного уровня цен. Центральный банк устанавливает обязательную норму резервов, контролирует деятельность коммерческих банков и других финансовых посредников, осуществляет эмиссию декретных денег.
  4. Центральный банк, как правило, обладает значительной степенью независимости. Факты говорят о том, что, чем выше независимость Центрального банка, тем ниже уровень инфляции в данной стране.
  5. Действуя совместно, коммерческие банки осуществляют кредитные операции, используя избыточные резервы. Кредитная экспансия банков зависит от величины мультипликатора депозитного расширения. На величину мультипликатора влияют норма резервов, обращение части чекового оборота в наличность и стремление многих банков держать объем резервов выше обязательной нормы.




Содержание раздела