В свою очередь, добавленная (новая) стоимость распадается на две части: заработную плату работников 3\\ и валовую прибыль ПВ:
Наконец, валовая прибыль распадается на доходы разных собственников (прежде всего собственников вещественных факторов производства): а) ренту РЗ; б) процент ПЦ и чистую прибыль ПЧ, которая достается фирме:
Таким образом, мы приходим к общему заключению, что новая стоимость является источником доходов собственников всех факторов производства. Это наглядно представлено в формуле
Согласно К. Макконнеллу и С. Брю, добавленная стоимость — стоимость проданного фирмой продукта минус стоимость изделий (материалов), купленных и использованных фирмой для его производства, равна выручке, которая включает в себя эквивалент заработной платы, арендной платы, процента и прибыли67.
В том, что агенты производства получают регулярный доход по итогам деятельности производственного бизнеса, заключена их материальная заинтересованность в постоянном возобновлении и расширении производства новой стоимости.
Из сущности и характера процесса создания новой стоимости вытекают способы умножения ее величины. В этих целях в практической деятельности фирм применяются следующие методы.
1. Увеличиваются размеры капитала. Общим материальным условием расширения производства новой стоимости является применение большей величины капитала. На капитальные средства приобретаются дополнительные орудия производства и предметы обработки, нанимаются новые работники, что в конечном счете приводит к увеличению выпуска продукции, включая добавленную стоимость.
2. Расширяется численность работников. Вполне очевидно, что каждый работник участвует в создании новой стоимости. Поэтому наращивание численности персонала предприятия ведет к возрастанию величины добавленной стоимости.
3. Удлинняется время труда работников. Как известно, на начальной стадии капитализма рабочий день на фабриках составлял 12—16 ч. Однако с 20-х годов XX в. в западных странах длительность пятидневной рабочей недели была законодательно сокращена до 40—45 ч. Между тем сейчас на многих предприятиях предприниматели часто привлекают работников к сверхурочным работам (это выгоднее, чем нанимать новых рабочих, на которых из прибыли идут дополнительные страховые взносы и расходы на обучение профессии).
4. Повышается интенсивность труда. Под интенсивностью подразумевается степень напряженности трудовых усилий. Если такая напряженность увеличивается, то за единицу времени работник затрачивает большее количество труда. Следовательно, за одинаковый промежуток времени он создает возрастающую величину новой стоимости.
Поскольку время работы на предприятиях законодательно ограничено, то часто применяют повышенные нормы выработки (путем, например, ускорения работы конвейера), что ведет к росту напряженности труда.
5. Возрастает производительность труда. Величина производительности труда подсчитывается путем деления объема созданной продукции на численность работников. Этот показатель возрастает (а стало быть, добавленная стоимость увеличивается), если то же самое число работников выпускает больше продукции благодаря внедрению новой техники и технологии, повышения квалификации людей.
В условиях научно-технической революции производительность труда повышается посредством активизации человеческого фактора. С этой целью применяются новые формы материального и морального стимулирования инициативного и творческого отношения работников к труду, совершенствуется его организация. Так, широко используются коллективные формы организации труда: бригады рабочих несут экономическую ответственность за со]ранность и бесперебойное функционирование оборудования, высокое качество изделий. При этом сама бригада определяет трудовой распорядок, количество и состав смен.
Рабочие и инженерно-технические работники группируются в различные творческие объединения (кружки качества, общества рационализаторов и т.п.). В итоге значительно повышается индивидуальная и коллективная производительность труда, улучшается качество выпускаемых изделий.
Нельзя также добиваться стабильно высокого качества продукции. Теперь нельзя успешно развивать производство, не обеспечивая приоритета интересов человека труда.
Гуманизация производства означает следующее постоянно улучшать условия и безопасность работников, укреплять их здоровье, создавать благоприятный социально-психологический климат в трудовом коллективе. Важно делать все, что возвышает человека и раскрывает его способности. Для этого широко внедряются достижения эргономики (греч. ergon —работа, nomos — закон) — научной дисциплины, которая находит пути и методы для того, чтобы приспособить производственную среду к особенностям и возможностям человеческого организма. Она облегчает его адаптацию к усложняющимся условиям современной технологии, оптимизирует все компоненты системы человек — техника — производственная среда. При этом учитывается, как воздействуют на физиологию и психику людей физические условия труда (температура, освещение, шум, вибрация, вентиляция и др.).
Изучается влияние режима рабочего времени на биологические ритмы организма. Эргономика анализирует темп, тяжесть, нормирование и содержание индивидуальной и групповой деятельности, организацию рабочего места и системы контроля за трудом. В итоге растет производительность труда при улучшении здоровья людей.
Как показывает опыт, в результате внедрения достижений эргономики выработка рабочих возрастает не менее чем на 8—10%, улучшается качество продукции, повышается культура труда, растет удовлетворенность людей его условиями.
Все рассмотренные способы увеличения производства новой стоимости характеризуют особенности белого бизнеса. Такой бизнес, избегая превратности спекулятивной и преступной наживы, способен обеспечить постоянно возрастающий доход всем экономическим агентам. Он вызвал грандиозный прогресс техники и рабочей силы, привел общество к индустриальной и постиндустриальной экономике.
Во второй половине XX в. производственное предпринимательство создало прочные основы для роста благосостояния и культуры большинства населения высокоразвитых стран. В этих странах национальная экономика приобрела многие черты нормальной экономической системы служащей лучшему удовлетворению человеческих потребностей.
Все изложенное, по-видимому, понятно. Однако за пределами нашего внимания остался самый трудный для понимания вопрос: какова экономическая природа новой стоимости и в особенности прибыли достающейся владельцам вещественных факторов производства?
5. Теория прибавочной стоимости
По вопросу об экономической природе новой стоимости выработаны две прямо противоположные теории. Одна из них — классическая концепция прибавочной стоимости, являющаяся прямым продолжением трудовой теории стоимости. Ее разработали А. Смит и Д. Рикардо, а наиболее полно и глубоко развил К. Маркс в Капитале.
Другую теорию первоначально создал французский экономист Жан Батист Сей (1767—1832). В своей концепции факторов производства он утверждал, что труд, капитал и природа равноправно участвуют в процессе создания стоимости. Идею о равноправии факторов, создающих новую стоимость, по-своему развил американский экономист Дж.Б. Кларк.
На базе теории предельной полезности он создал учение о предельной производительности труда и капитала.
Указанные теории анализируют разные сферы экономики. Теория прибавочной стоимости характеризует глубинные процессы производства новой стоимости. Концепция же факторов касается преимущественно распределения новой стоимости на ее составляющие части. В связи с этим здесь будет рассмотрена теория прибавочной стоимости.
А концепция факторов изложена в разделе IV, посвященном распределению доходов.