Показатель |
1992 |
1995 |
Забор поды из водных источников, млрд. М3 |
100,7 |
96,8 |
Сброс загрязненных сточныx вод, млрд. м'3 |
27,1 |
24,5 |
Выбросы вредных веществ в атмосферу, осуществляемые стационарными источниками, млн. т |
28,2 |
21,3 |
Нарушено земель в результате хозяйственной деятельности (на конец года), тыс. га |
1090,3 |
1138,4 |
из и их отработано |
359.2 |
363,4 |
Наблюдающееся в 1992—1995 гг. уменьшение отрицательного воздействия предприятий на различные компоненты природной среды многих регионов страны обусловлено значительным снижением выпуска промышленной продукции.
За последние годы принимаются некоторые меры по охране окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Но они не дают коренных улучшений в этой области хозяйственной Деятельности (табл. 15.2).
Таблица 15.2.
Ввод в действие мощностей но охране водных ресурсов и атмосферного воздуха от загрязнения (в 1992 и. 1995 гг.)
Ввод и действие |
1992 |
1995 |
Сооружения для очистки сточных вод, млн. м3 поды и сутки |
0,8 |
1,5 |
Системы оборотного водоснабжения, млн. м3 воды в сутки |
1,4 |
2,2 |
Установки для улавливания и обезвреживания вредных веществ из отходящих газон, млн. м3 газа в час |
5,6 |
7.5 |
Такой результат не является случайным. Капитальные вложения на охрану окружающей среды it рациональное использование природных ресурсов, исчисленные в действующих ценах, возросли с 52,9 млрд. руб. в 1992 г. до 6403,6 млрд. руб. в 1995 г., т.е. в 121 раз. Однако надо учитывать, что за этот период индекс цен производителей на промышленную продукцию (куда входят сооружения и установки, используемые для охраны окружающей среды) повысился в 3518 раз.
За последние годы не произошло существенного улучшения экологической ситуации в нашей стране. А на некоторых территориях уровень загрязнения природной среды приближался к критическому. Экстремально (крайне) высокое загрязнение (превышение предельно допустимого коэффициента в 100 раз и более) отмечалось, например, на некоторых реках в Мурманской и Свердловской областях, высокое загрязнение — на реках Обь с притоком Тобол, Волга с притоками Ока и Кама, Дон и ряде других.
Высокое загрязнение атмосферного воздуха (наличие загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих предельно допустимые нормы в 10 раз и более) регистрировалось в ряде городов, в том числе в Москве, Новосибирске, Липецке, Барнауле, Норильске, Магадане, Самаре, Омске.
Совершенно очевидно, что возникновение критических и экстремальных ситуаций в области загрязнения природной среды создает угрозу национальной безопасности. В связи с этим свою лепту в борьбу за охрану окружающей среды стало вносить уголовное законодательство. Новый Уголовный кодекс РФ включил в разряд экологических преступлений следующие виды правонарушений (глава 26):
а) нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ;
б) нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов;
в) нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ядовитыми биологическими веществами);
г) нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений;
д) загрязнение вод;
е) загрязнение атмосферы;
ж) загрязнение морской среды;
з) нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ;
и)порча земли;
к) нарушение правил охраны и использования недр;
л) незаконная добыча водных животных и растений;
м) нарушение правил охраны рыбных запасов;
н) незаконная охота;
о) уничтожение критических мест обитании для организмов, занесенных в Красную книгу РФ;
п) незаконная порубка деревьев и кустарников;
р) уничтожение или повреждениM лесов;
с) нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов.
Рис. 15.2. Структура III подразделения
Другая характерная черта III подразделения состоит в том, что оно односторонне связано с производством средств производства и производством предметов потребления. На основе прямых связей I подразделение поставляет ему вещественные факторы изготовления военной продукции. Такие же прямые связи идут от II подразделения к военному сектору экономики, получающему предметы потребления для военнослужащих. Но засекреченность военного производства, как правило, препятствует развитию обратных связей от этого производства к гражданским отраслям. В итоге I и II подразделения приобретают новую структуру (рис.
15.3).
I подразделение II подразделение |
I1 средства производства для I подразделения |
I2 средства производства для II подразделения |
I3 средства производства для III подразделения |
II1 предметы потребления для I подразделения |
II2 предметы потребления для II подразделения |
II3 предметы потребления для III подразделения |
Рис. 15.3. Структура I и II подразделений при существовании
военной экономики
Совершенно очевидно, что для поддержания военной экономики в неизменных размерах необходимы следующие количественные связи внутри общественного хозяйства. Первое подразделение должно обеспечить средствами производства все три подразделения в прежних объемах (в том числе I3 — средства производства для III подразделения — должно равняться затраченному количеству этих факторов для создания III1 — средств вооружения). Соответственно II подразделение призвано снабжать предметами потребления все подразделения (при этом II3 — средства потребления для III подразделения, произведенные в гражданских отраслях, в необходимых количествах поступают в состав Ш2 — жизненных средств для военнослужащих).
Изготовленная на предприятиях ВПК продукция поступает в реализацию на особом рынке вооружений. Этот рынок имеет следующие характерные черты:
— единственным заказчиком и покупателем в масштабе страны является государство;
— военная продукция закупается за счет средств бюджета; она имеет свойства, присущие государственным (общественным) благам (при продаже вооружений другим странам эти блага являются обычными товарами);
— данный рынок полностью монополизирован государством, оборонными предприятиями и поставщиками вооружений.
В тех случаях, когда III подразделение расширяется и качественно обновляется (при гонке вооружений смена поколений новой военной техники происходила через 3—5 лет), то это противоречиво влияет на I и II подразделения.