Как видим, с помощью регулирующих сил рынка и государства можно уравновесить совокупный спрос и совокупное предложение. Таким способом преодолевается однобокость концепции эффективного спроса кейнсианства и концепции эффективного предложения неоконсерваторов.
Итак, во всех странах с высокоразвитой экономикой имеются общие основы третьего типа макрорегулятора. Такая общность проявляется прежде всего в том, что во всех странах Запада нет двух крайних типов хозяйственных механизмов. Нет ни стихийного саморегулирующегося рынка, нет ни полностью централизованного планово-государственного управления.
А что же имеется?
Ясно, пожалуй, одно. В макроуправлении одновременно сочетаются два типа регулирующих сил — рынок и государство. Между тем эти силы по-разному действуют в разных секторах национального хозяйства.
Как мы уже знаем, экономическая конструкция этого хозяйства включает три сосуществующих и взаимодействующих сектора: 1) микроэкономику; 2) мезоэкономику и 3) государственный сектор.
Нам предстоит выяснить: в какой мере в каждом из этих секторов действует стихийно-рыночное и государственное управление?
I. Рыночное регулирование по-разному — по степени охвата экономического пространства и по интенсивности воздействия — проявляется в разных секторах народного хозяйства.
А. В микроэкономике рыночное саморегулирование (свободная конкуренция и свободное ценообразование) развито больше всего. Оно касается преимущественно товаров индивидуального присвоения и потребления, создаваемых единоличными собственниками (например, фермерами) и мелким бизнесом.
Б. В мезоэкономике все более уходят в прошлое обычные рыночные сделки по купле-продаже товаров, совершаемые для текущего потребления. Крупные мезокомплексы стремятся избегать рискованной рыночной конъюнктуры. Они заключают между собой и другими контрагентами долгосрочные контракты.
Такие контракты — формы договоров, с помощью которых, по существу, на длительный период планируются спрос и предложение (будущие рынки) определенной продукции. Контракты подкрепляются долговыми обязательствами — векселями, выдаваемыми под залог имущества (обычно ипотечный залог — залог в виде объектов недвижимости). Поэтому в долгосрочных контрактах объектом сделки являются не столько физические блага (их конкретное количество и качество трудно полностью предусмотреть).
Объектом становятся права собственности на данные блага. Причем такие права могут быть перепроданы третьим лицам вместе с векселями.
В результате в западной мезоэкономике главным институтом регулирования товарно-денежных отношений является долгосрочный контракт. С этой точки зрения данный сектор национального хозяйства в XX в. перерос из традиционного рыночного в контрактный.
В. В государственном секторе устанавливаются в основном нерыночные отношения, регулируемые самим государством. Именно такими являются экономические связи, основанные на получении налоговых поступлений и многими формами их расходования. .Например, на рисунке 17.8 видно, что нерыночный характер имеют такие связи между домашними хозяйствами и государством, как трансфертные платежи, безвозмездные средства, идущие на образование и функционирование социальных фондов, на производство общественных товаров. Аналогичные связи соединяют предприятия и государственный сектор (они выражаются, в частности, в предоставлении фирмам дотаций, субсидий и т.п.).
Таким образом, во второй половине XX в. национальная экономика в западных странах не является полностью рыночной. А поэтому здесь значительно уменьшилась аренда рыночного регулирования хозяйства. Теперь рассмотрим, что происходит во внерыночном пространстве.
II. Государственное воздействие на экономику также различается — по интенсивности и масштабам охвата хозяйственного пространства — в известных нам секторах.
А. В микроэкономике — этом относительно самостоятельном царстве частной (единоличной) собственности — государство не имеет оснований и не в состоянии как-то непосредственно влиять на деятельность сотен тысяч и миллионов мелких и мельчайших хозяйств. Однако в этом царстве государство осуществляет общее правовое регулирование, а также зачастую оказывает определенную материальную и финансовую поддержку мелкому предпринимательству.
В-третьих, в странах мира, которые различаются по степени развития рыночных отношений и другим параметрам макроэкономики, возможно большое многообразие вариантов смешанного типа регулирования.
Во всех странах с высокоразвитой экономикой имеются общие основы третьего типа макроэкономического регулятора. Вместе с тем это означает, что существуют две границы распространения смешанной системы управления. Они определяются крайними хозяйственными механизмами:
1) стихийным саморегулирующимся рынком и 2) полностью централизованным планово-государственным управлением. Но во второй половине 80-х годов таких предельных случаев уже не было. Профессора С. Фишер, Р. Дорнбуш и Р. Шмалензи в своем учебнике констатируют:
И командная экономика, и экономика свободного рынка... представляют собой нереалистичные, крайние случаи... Экономические системы всех стран являются смешанными...108.
Между тем в разных странах имеются свои варианты макрорегулирования хозяйственного организма. Они различаются:
— по сферам действия рынка и государства;
— по функциям регуляторов;
— по формам и методам государственного управления хозяйством. Практически невозможно рассмотреть огромное количество вариантов смешанного типа макрорегулятора. Мы ограничимся анализом двух вариантов:
— с минимальным участием государства в регулировании национального хозяйства и
— с максимально допустимым участием государства в хозяйственном механизме (при сохранении рынка).
А. Минимальное участие государства в регулировании экономики. В этом варианте преобладает сфера рынка, а не государственный сектор. , Такое положение наблюдается, например, в США. Здесь в 80-е годы примерно 4/5 валового национального продукта обеспечивалось рыночной системой, а остальная его часть производилась под контролем государства.
В данном варианте смешанной экономики государство выполняет минимально необходимые функции (рис. 18.2).
Рис. 18.2. Mинимальнo допустимые функции государства в
регулировании экономики
Функцией государства является прежде всего обеспечение экономики нужным количеством денег, которое должно предотвращать инфляцию. Чтобы избежать инфляционного обесценения денег, М. Фридмен предложил следовать денежному правилу. Согласно этому правилу, при среднегодовом увеличении реального валового национального продукта примрно на 3% и незначительном снижении скорости денежного обращения к стабилизации цен ведет среднегодовой прирост денежной массы на 4—5% 109.
Позже М. Фридмен пришел к выводу о необходимости контролировать рост так называемых сильных денег — обязательств американского правительства, которые не приносят процентов, но являются главной составляющей банковских резервов и основой пирамиды средств обращения и платежа.