В создании потребительной стоимости автомобиля принимают участие несколько тысяч видов конкретного труда. Гигантская концентрация производства, рост уровня обобществления труда ведут к тому, что конкретный труд все меньше проявляется как частный труд независимого, экономического обособленного товаропроизводителя. У «Дженерал моторе», наиболее могущественной американской монополии, производящей автомобили, в начале 90-х гг. насчитывалось около 40 тыс. поставщиков, а
103
доля закупок в сумме оборота составляла около 48 %. В японских компаниях «Тойота» и «Ниссан» удельный вес гакупаемых деталей и материалов составляет более 70 %. В этих условиях определение конкретного труда как общественного происходит через систему заказов, контрактов, субподрядов. «Дженерал моторс» устанавливает с поставщиками продолжительные производственные связи, и превращение отдельной детали, узла автомобиля в товар происходит не обычным путем полной и свободной конкуренции на рынке, а планируется заранее, приобретает форму договора. Головная фирма жестко контролирует затраты производства в своих отделениях-поставщиках, вводит для них ограниченный коммерческий расчет, постоянно ориентируясь при этом на внешних поставщиков. Все это свидетельствует о трансформации товарного производства в современных условиях.
Один из важнейших принципов организации современного рынка в развитых капиталистических странах состоит в том, что потенциальный производитель прежде, чем начать производить товар, находит покупателя, предварительно заключает с ним письменное или устное соглашение или контракт. В них оговаривается качество товара, цены, срок поставки, платежи и т.д. Благодаря этому сфера рыночных отношений, по существу, превращается в сферу прямых связей между производителями и потребителями.
В 70-80-е гг. благодаря компьютеризации и автоматизации производства, переходу к гибким производственным системам автомобильная промышленность частично начинает работать по индивидуальным заказам. Это значит, что каждая машина собирается и оборудуется на поточной линии, конвейере в соответствии с индивидуальными вкусами, пожеланиями будущего владельца, которые заносятся в программу компьютера. На основе почти 40 видов выпускаемых автомобилей можно заказать несколько сот образцов отделки или оборудования машин, что свидетельствует об органичном сочетании стандартного производства массовой продукции с индивидуальными заказами.
Так снимается проблема подтверждения рынком общественной необходимости производимых товаров, что свидетельствует о постепенном укреплении непосредственно общественной формы производства.
Еще более сильный подрыв товарного производства (а значит, все меньшее проявление конкретного труда в форме частного) происходит в результате усиления вмешательства государства в экономику. Такое вмешательство осуществляется через заключение государственных контрактов, закупку государством существенной доли произведенной продукции, что означает гарантированный спрос на нее. Государственный контракт — это детально разработанный экономический и правовой документ, который регламентирует организационно-технические, административно-управленческие отношения при исполнении заказа подрядчиками.
В процессе углубления международного разделения труда конкретный труд обретает форму различных видов труда на более широкой интеллектуальной основе (из 8 тыс. компаний-смежников, с которыми кооперируется итальянский автомобильный концерн ФИАТ — около 2 тыс. являют-
104
ся зарубежными фирмами), а сведение затрат конкретного труда к его изменению в абстрактной форме происходит в процессе формирования интернациональной стоимости товара. Стоимость выражает здесь производственные отношения между товаропроизводителями разных стран.
Тенденции развития экономики и возникновение непосредственно общественной формы производства. В пределах современного товарного производства действуют две противоположные тенденции: к дальнейшему его развитию и к подрыву. Первая обусловлена следующими факторами: углублением общественного разделения труда (например, количество машиностроительных отраслей и производств в развитых странах мира составляет более 200, а в менее развитых — около 15); специализацией, обособлением различных видов деятельности (выделение отдельных производственных функций в самостоятельные производства); увеличением количества экономически обособленных производителей (в США в 1947-1996 гг. количество предприятий возросло почти на 10 млн, что с точки зрения отношений собственности означает обособление товаропроизводителей, которые, изготовляя товары и предоставляя услуги, вступают в отношения с другими товаропроизводителями и потребителями); превращением науки в непосредственную производительную силу (патенты, лицензии, ноу-хау становятся товаром); обособлением сферы производства новых информационно-технологических и программных продуктов (нового крупного общественного разделения труда); возрастанием роли и экономической значимости сферы нематериального производства (образования, здравоохранения и др.) в воспроизводстве рабочей силы.
Услуги, которые предоставляют эти отрасли, превращаются в товар.
Аналогичное воздействие на развитие товарного производства оказывает процесс углубления международного разделения труда, в частности, международной специализации производства. Тенденция к расширению товарного производства обусловлена также ростом количества населения и действием закона возрастания потребностей.
Усиление тенденции к подрыву товарного производства и рыночных отношений, в том числе, определяется дальнейшим ростом масштабов единичного разделения труда, в основе которого лежит подетальная и пооперационная специализация внутри отдельных производственных единиц. Основой этих процессов является растущая концентрация производства, возникновение и развитие гигантских объединений и усиление элементов организованности и планомерности в пределах отдельных компаний, развитие контрактных отношений между монополиями, с одной стороны, и мелкими и средними предприятиями — с другой, при которых последние специализируются на производстве отдельных деталей и узлов для комплектации конечной продукции. Кроме того, всем операциям купли-продажи между корпорациями предшествует заключение письменного или устного контракта, который имеет юридическую силу.
Каждая из сторон берет на себя обязательства по выполнению условий контракта, а его нарушение предусматривает штрафные санкции. Поэтому составляются предварительные планы производства, его обеспечения оборудованием, рабочей силой, , сырьем, а также финансовые планы предприятия, планы научно-техни-
Но в целом в современных условиях тенденция к расширению масштабов товарного производства является преобладающей.
К основным чертам современного товарного производства относятся углубление существующих форм общественного разделения труда и возникновение нового крупного разделения труда; преобладание коллективного производства, коллективного характера труда и ассоциированных форм собственности; установление экономических связей между товаропроизводителями через рынок, контрактную систему и в результате кооперации, специализации и др.; преимущественно планомерный характер развития товарного производства в национальном и интернациональном масштабе; государственное регулирование товарного производства (конкурентной среды); превращение государства в крупного товаропроизводителя, в предпринимателя, финансиста, кредитора, организатора; ослабление социально-экономической обособленности товаропроизводителей вследствие развития отмеченных выше явлений и процессов.