Невозможно понять ход истории (и состояние современных экономик), не признавая центральную роль субъективных преференций в контексте формальных институциональных ограничений, которые позволяют нам выражать наши убеждения с нулевыми или очень незначительными издержками. Идеи, организованные идеологии и даже религиозный фанатизм играют очень важную роль в формировании обществ и экономик.
Массу примеров тому дает экономическая история США в XIX веке, о чем говорилось в главе 1. Если проследить историю и последствия движения за освобождение негров, или проанализировать причины, по которым решения членов Верховного суда становились формальными законами, или разобраться в организации, практике и законодательных инициативах сторонников единой валюты ("гринбэков"), представителей крупных и мелких фермеров, т" мы увидим, что все эти исторические факты и процессы можно понять только в контексте субъективных убеждений и намерений Клеров", действовавших в рамках формальных институциональ-lпix структур. Они изменяли цену, которую индивидам приходи-®cb платить за свои убеждения, и потому давали возможность ин-Дчвидам сделать эффективный выбор.
В первом случае религиозный пыл борцов за освобождение Чмров, побудивший их к созданию политической организации,
в Св. мою работу Institutions, Transaction Costs, and the Rise of Merchant ^Pfa'te, которая готовится к иэдавню в сборнике под ред. Джеймса.Трэйси The -"ИйсаЛ Economy of Merchant Empires.
66
Част,
вместе с растущим убеждением северян в аморальности рабств и с результатами выборов 1860 года привели к Гражданско) войне и отмене рабства (Фогель, 1989). Во втором случае прав, пожизненного занятия должности защищало судей от давлена групп интересов и позволяло даже поощряло к тому, чтоб) голосовать согласно своим убеждениям. Их убеждения исходищ из субъективной оценки дел, которые они рассматривали. На чиная от суда под председательством Маршалла (1801-1835) д суда, возглавляемого Ренкуистом, судьи толковали и вновь тол ковали один и тот же набор правил.
Но в дальнейшем решена] Верховного суда развернулись на 180 градусов, потому что субт, ективные мнения судей изменились. Третий пример отражае настойчивое убеждение фермеров, что они несут убытки из-э, денежной политики правительства, из-за работы железных до рог, элеваторов, банков и т.д. Следуя своим убеждениям, фермерь создали политические организации с тем, чтобы добиться изме нений в законодательстве сначала на уровне штатов, а затем через Популистскую и Демократическую партии, и в Конгрессе.
Что определяет цену, которую люди платят за то, чтобы выра жать свои убеждения и следовать им в жизни? Мы мало знаем о! эластичности этой функции и об ее сдвигах, но у нас достаточю свидетельств о том, что эта функция имеет отрицательный накло! и что цена за действия согласно своим убеждениям часто бывае! низкой (а убеждения, следовательно, имеют большую значимость] во многих институциональных рамках.
Долгосрочные последствия переработки информации, лежа щей в основе неформальных ограничений, с помощью культурм состоят в том, что она (переработка) играет важную роль в постоянной эволюции институтов и тем самым связывает настоящее t прошлым. Мы еще далеки от возможности разработать точную модель культурной эволюции (попытки решения этой задачи содержатся в книгах Кавалли-Сфорца и Фельдмана 1981 года, а таюв Бойда и Ричсрсона 1985-го), но мы твердо знаем, что культурны! влияния могут быть очень устойчивыми и что большинство культурных изменений носят постепенный характер.
Не менее важно и то, что неформальные ограничения, берущие начало в культуре, не могут сразу измениться в виде реакции на изменения формальных правил. При этом возникает напряжен' ность между изменившимися формальными правилами и устойчя' во сохраняющимися неформальными ограничениями, которЫ' оказывают большое влияние на процесс экономических измене' ний. Это является темой части II данной книги.
Глава 6
Формальные ограничения
Формальные и неформальные ограничения отличаются друг от друга только по степени проявления. Представьте себе континуум от табу, обычаев и традиций на одном конце до писанных конституций на другом. Путь нашего мысленного взгляда, долгий и неровный, от неписаных традиций и обычаев до писанных законов лежит в одном направлении: мы двигаемся от менее сложных обществ к более сложным.
Очевидно, что возрастание сложности выражается в увеличении специализации и разделения труда в более сложных обществах1.
Возрастающая сложность общества, естественно, повышает отдачу от формализации ограничений (которая становится возможной с развитием письменности), а технологические изменения способствуют снижению издержек оценки и поощряют применение точных, стандартизированных мер и весов. Создание форматных юридических систем, призванных решать все более сложные конфликты и споры, влечет за собой формальные правила; развитие иерархических взаимоотношений внутри сложных организаций порождает формальные структуры, призванные регулировать отношения "принципал агент". Общие черты перехода от статуса к контракту изучены достаточно подробно, но здесь необходимо отметить следующее.
Формальные правила могут дополнять неформальные ограничения и повышать их эффективность. Они могут снижать издержки получения информации, надзора и принуждения и таким образом позво-
Подробный и вдумчивый анализ того, что мы называем формальными правилами, содержится в книге Элинора Острома 1986 года. Остром подразделяет Правила следующим образом: позиционные правила определяют набор позиций (статусов в обществе) и число людей, которые могут эавимать каждую позицию;
ограничительные правила устанавливают, как люди занимают и оставляют эти Позиции; правила сферы влияния указывают, на что может оказывать влияние Деятельность того или иного лица, каковы стимулы и/или издержки достижения определенных результатов; правила управления устанавливают набор дейст-^й. которые может осуществлять лицо на определенном посту; правила агрегирования показывают, каким образом действия лица на определенном посту аре-°бразуются в промежуточные или окончательные результаты; информационные давила регулируют способы обмена информации между должностными лицами, яаык и формы коммуникации между ними.
Иногда (но не всегда) можно заменить, вытеснить существующие неформальные ограничения новыми формальными правилами (это будет подробно рассмотрено в главе 10).
Формальные правила включают политические (и юридические), экономические правила и контракты. Иерархия этих правил от конституций до статутов (законодательных актов) и обычного права, до законодательных постановлений и распоряжений и, наконец, до индивидуальных контрактов составляет общие и конкретные ограничения. Конституции обычно составляются таким образом, чтобы изменить их было труднее, чем законодательные акты, а законодательные акты труднее, чем индивидуальные контракты. Политические правила в самом широком виде определяют иерархическую структуру общества, его фундаментальную структуру принятия решений и наиболее важные характеристики контроля за политическими процедурами. Экономические правила устанавливают права собственности, то есть пучок прав по использованию и получению дохода от собственности и ограничению доступа других лиц к имуществу или ресурсу.
Контракты содержат условия конкретного соглашения по обмену.
Независимо от начального соотношения сил между сторонами, принимающими решения, функция правил состоит в том, чтобы облегчать обмен, политический или экономический. Существующая структура прав (и характер контроля за их соблюдением) определяет предоставляемый игрокам возможности по максимизации личной выгоды посредствен' огущсста-енкя экономических или политических обменов. Обмен предполагай! ихак.ч ;ние сделок в рамках существую-^ щего набора институтов, хотя иногда игроки считают выгодным для себя потратить ресурсы на изменение достаточно глубоких структур общества, чтобы изменить имеющиеся у них права-
При данном соотношении сил сторон структура правил будет складываться под влиянием степени диверсифицированное™ политических или экономических интересов. Главная причина состоит в том, что чем разнообразнее интересы, тем меньше вероятность, что лица, имеющие какой-либо интерес, смогут обеспечить его за счет простого большинства в сообществе. Значит, выше вероятность возникновения
69
сложных форм обмена (частично формального, частично неформального) и других форм решения проблем, связанных с созданием коалиций. Важно отметить, однако, что функция формальных правил в том' '^"бч содействовать не обмену вообще, а только некоторым, вполне определенным его формам. Поэтому утверждение Мэди-дона в "Листке фсдератистов" №10 может быть истолковано таким образом, что содержание Конституции, составленной в 1787 году, имс-то целью не только облегчить некоторые виды обмена, но и повысить дздержки тех видов обмена, которые служат интересам отдельных партий и фракций.
Аналогичным образом, в сфере экономического обмена патентное право и законы о коммерческой тайне направлены на повышение издержек тех форм обмена, которые считаются препятствием на пути инноваций.