Процесс выступает как деятельность.


В историческом материализме функцию системного описания экономической деятельности способна выполнить общая теория социальной деятельности, которая является методологической основой исследования любого вида деятельности. Из аппарата теории социальной деятельности для решения доставленной задачи особое значение имеет категория социальной деятельности как исходное методологическое средство описания конкретного вида деятельности. В этом параграфе мы изложим используемое нами понимание этой категории.
Категория социальной деятельности в ее различных аспектах разрабатывается в литературе уже на протяжении двух десятилетий. Среди множества проблем, связанных с включением категории деятельности в систему исторического материализма как гносеологически первичную можно выделить проблему соотношения эмпирического и теоретического уровней ее анализа.
Первоначально исследование социальной деятельности проводилось преимущественно на эмпирическом уровне в рамках предметных подходов психологии и социологии, и лишь затем деятельность стала обьектом философской рефлексии. Анализируя историю поисков эмпирического определения социальной деятельности Н.Ф.Наумова обратила внимание на невозможность определения чисто эмпирического понятия, опирающегося лишь на данные чувственного познания.
Осмысление философской концепции деятельности, так же как и неудачи прямой эмпирической ее интерпретации, свидетельствуют о том, что деятельность – это не какой-то элемент,

16
вид или область эмпирического социального поведения или процесса, а некоторая теоретическая единица, позволяющая их объяснить, – делает вывод Н.Ф. Наумова. – Обнаружить деятельность как механизм социальности можно, следовательно, отнюдь не в непосредственно данной эмпирической реальности, а только на очень глубоком уровне теоретического описания (расчленения) этой реальности"2.
Разделяя установку на определение сущности социальной деятельности на высоком уровне абстракции, мы в то же время считаем необходимым первоначально зафиксировать явление деятельности, то, как она дана в живом созерцании. Необходимость первичной эмпирической фиксации социальной деятельности есть потребность в очерчивании ее контуров, в пределах которых будут производиться абстракции и идеализации. Обьект должен быть выделен, чтобы обеспечить полноту абстракций и идеализации в установленных границах. В противном случае неизбежна потеря части объема и содержания понятия социальной деятельности.

Первичное эмпирическое вычленение объекта несущественно как результат, но необходимо как средство.
Эмпирический аспект определения социальной деятельности в философских разработках зачастую остается в тени. Авторы обычно ограничиваются кратким замечанием, вроде следующего: "Рассмотренная эмпирически, деятельность человека есть сложнейшая совокупность различных конкретных форм, сплетающихся

  • 17 –


друг с другом самым причудливым образом"3. Чувственное многообразие реально существующей социальной деятельности М.С. Каган справедливо противопоставляет ее абстрактному понятию.

Но, следует заметить, акцент на многообразии конкретных видов деятельности недостаточен для ее эмпирической фиксации.
Как конкретное целое социальная деятельность может быть представлена и на теоретическом уровне. Поэтому суть эмпирического описания не в представлении разнообразия деятельности, а в указании ее границ, позволяющих вычленить ее как некоторый объект. На наш взгляд, социальную деятельность на данной ступени ее отображения можно определить как взаимодействие людей опосредованное взаимодействием с вещами.

Такова первичная эмпирия.
В предлагаемом определении во взаимосвязь поставлены следующие факты, характеризующие социальную деятельность: 1) это некоторое взаимодействие; 2) это взаимодействие эмпирически данных индивидов, людей; 3) взаимодействие людей опосредовано вещами; 4) взаимодействие носит общественный характер в том смысле, что здесь имеется ввиду взаимодействие многих индивидов, безразлично при каких условиях, каким образом и при каких целях. Такова совокупность эмпирических предпосылок разработки категории социальной деятельности.


Констатируя эти факты мы очерчиваем лишь контуры объекта. Задача же состоит в том, чтобы на основе данных эмпири


18

ческих предпосылок посредством соответствующих абстракций и идеализации построить теоретическую конструкцию.
Одной из важнейших операций является абстракция от взаимодействия. Взаимодействие людей есть процесс. Процесс, обладающий некоторым носителем, выступает как деятельность.

Абстракция от взаимодействия людей дает человеческую деятельность. Абстракция от взаимодействия вещей дает вещную деятельность, или деятельность вещей. Деятельность вещей абсолютна в природе, в человеческой же деятельности она только внутреннее опосредование, ее неотьемлемый, но подчиненный момент.

Таким образом, социальная деятельность в полуэмпирическом определении есть человеческая деятелность, опосредованная вещной деятельностью.
В связи с этим следует критически отнестись к точке зрения, отождествляющей социальную и человеческую деятельности. Социальная деятельность не только человеческая, хотя это ее ведущий момент. Она включает также деятельность вещей.

И отвлечение от этого факта недопустимо в целостном и последовательном познавательном движении.
Эмпирически фиксируемая социальная деятельность задается через ряд эмпирических понятий – вещь, человек. Понятие человеческой деятельности есть эмпирическое понятие, исходящее из эмпирически данного носителя общественной жизни - человека. Обусловленность общественной жизни человеческим материалом в космологическом аспекте - явление в известной мере случайное и несущественное. В иных конкретных условиях носителями социального движения могли бы выступить и другие индивидуумы органической природы.

Необходимо и существенно наличие сознательного отражения, идеального. Поэтому опреде
19

ление сущности социальной деятельности требует абстрагирования от человеческого материала, носителя социального движения. Так осуществляется переход от эмпирического описания социальной деятельности к теоретическому - в виде идеализированного теоретического объекта.
Переход к теоретическому уровню включает абстракцию отождествления вещной и человеческой деятельности, затем идеализацию. Абстракция от специфики материального носителя дает материальный процесс. Опосредованность сознанием закрепляет социальную природу процесса.

Следовательно, теоретически социальную деятельность можно определить как способ бытия человеческого общества как материальный процесс, опосредованный сознанием4.
В этом определении понятия социальной деятельности идеализация начата, но не завершена. В онтологическом аспекте социальная деятельность - способ бытия человеческого общества, а возможно и не только человеческого общества. В методологическом аспекте теоретическое понятие определено посредством эмпирических понятий человека и сознания.

В гносеологическом аспекте это понятие вырастает из эмпирии - внешней основы теории. Понятие социальной деятельности должно быть также обосновано теоретически, т. е. основано на общих категориях материалистической диалектики.


20
Эту задачу решает определение, предложенное В.П. Фофановым: "Социальная деятельность как субстанция социальной формы движения материи есть движение материи, опосредованное сознанием ... Социальная деятельность - это объективный процесс качественная специфика которого состоит в том, что здесь объективная диалектика выступает как диалектика материального и идеального5.
Данная теоретическая конструкция, построенная из первичной эмпирии, неузнаваемо отличается от своего объекта. Процедурой ее введения является идеализирующая абстракция. В результате понятие социальной деятельности определяется через общие категории материалистической диалектики.

Зафиксированная в понятии действительность уже недоступна чувственному восприятию. Становление теоретического понятия социальной деятельности как объекта философского исследования завершено.
В данной интерпретации социальной деятельности термино-элемент социальная понимается широко, в том же смысле, что и в понятии социальной формы движения материи. При узком понимании социального и понятие социальной деятельности интерпретируется иначе. Так, для Г С. Арефьевой "социальная

21
деятельность - это вид практики, в ходе которой при посредстве различных организаций осуществляется преобразование общественных отношений..."6. Не вступая в полемику, – ибо выбор между двумя интерпретациями социальной деятельности есть предмет конвенции, – мы подчеркиваем, что социальная деятельность понимается нами как субстанция социальной формы движения материи, как движение материи, опосредованное сознанием.



Содержание раздела