В случае повышения роли выплат по линии государственных программ помощи нередко происходит формирование пассивного отношения к производственной деятельности, психологии иждивенчества.
Денежные доходы населения, получаемые через финансово-кредитную систему, представляются в виде:
Прочие денежные поступления включают выручку населения от продажи вещей через комиссионные и скупочные магазины и др.
Номинальные доходы населения, как уже отмечалось, включают в себя, помимо чистых доходов населения, и обязательные платежи. Обязательные платежи население осуществляет через финансовую систему в виде различного рода налогов и сборов. Через аккумуляцию налоговых платежей и сборов государство реализует свое право на формирование части своих ресурсов для осуществления в последующем социальной политики через перераспределение денежных средств, оказание помощи малоимущим гражданам.
В целях защиты интересов малоимущих граждан и недопущения снижения уровня благосостояния ниже предельно допустимого в данных конкретных условиях государство устанавливает пороговый минимум в доходах, не облагаемых налогом. В то же время для высоких доходов устанавливаются прогрессивно более высокие ставки налогов.[5]
Несмотря на разнообразие источников поступления доходов все же главными составляющими денежных доходов населения яв ляются оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности и собственности, а также социальные трансферты.[6]
В 1990 - 1997 гг. сформировалась новая структура денежных доходов населения Украины вследствие уменьшения удельного веса оплаты труда, увеличения доли пенсий и социальных выплат, а также других поступлений в денежных доходах. Согласно данным баланса денежных доходов и расходов в Украине в 1990 - 1997 гг. имела место тенденция к уменьшению удельного веса оплаты труда в денежных доходах населения. Если оплата труда всех занятых в 1990 г. составляла в них примерно 71%, в 1993 г. - 56,6 %, то ее доля в 1994 - 1997 гг. после повышения в 1994 г. до 63% в течение последних лет уменьшилась и в 1997 г. равнялась 51,1 % (достигла наименьшего значения) в структуре денежных доходов. Надо отметить, что доля оплаты труда в денежных доходах населения раньше была еще выше: в 1970 г. она равнялась 81%, в 1980 г. - 76%.
Теперь в структуре денежных доходов доля заработной платы рабочих и служащих уменьшилась с 63% в 1990 г. до 50,4% в 1997 г., катастрофически упала доля выплат работникам коллективных сельскохозяйственных предприятий - с 7,6 % в 1990г. до 1,4 % в 1995 г. и до 0,2 % в 1997 г. Доля доходов физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности, получающих смешанные доходы, остается также весьма низкой: всего 0,3 0,5% в 1995 - 1997 гг. Это свидетельствует о том, что значительная часть их доходов находится вне системы статистического учета и не декларирована (см. табл. 1).[2;7]
Таблица 1.
Показатели |
Годы |
|||||||
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
|
Всего денежных доходов |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе: |
||||||||
оплата труда |
70,7 |
66,5 |
69,6 |
56,6 |
62,7 |
59,0 |
58,9 |
51.1 |
из нее: |
||||||||
заработная плата рабочих и служащих |
63,1 |
62,0 |
64,4 |
52,7 |
57,9 |
57,3 |
57,7 |
50,4 |
доходы от предпринимательской деятельности** |
0,3 |
0,4 |
0,5 |
|||||
денежные доходы от с/х-ых предприятий |
7,6 |
6,3 |
5,2 |
3,9 |
4,8 |
1,4 |
0,7 |
0,2 |
поступления от продажи продукции сельского хоз-ва |
5,4 |
5,8 |
3,1 |
4,0 |
2,5 |
2,5 |
2,7 |
3,0 |
пенсии, пособия, стипендии |
15,8 |
17,9 |
17,6 |
22,3 |
19,8 |
19,5 |
24,5 |
25,0 |
другие поступления |
8,1 |
9,8 |
9,7 |
17,1 |
15,0 |
16,0 |
7,3 |
8,5 |
доходы от продажи валюты |
3,0 |
6,7 |
12.4 |
|||||
Кроме того, вклады населения на конец года в % к денежным доходам |
77,3 |
57,0 |
10,7 |
4,9 |
4,0 |
2,1 |
2,4 |
3.2 |
Доходы | 1 кв.1999 тыс.грн. |
в % к итогу |
1 кв. 1998 тыс.грн. |
в % к итогу |
1 кв. 1999 к 1кв. 1998 в % |
Денежные доходы |
345 461 |
100,0 |
412 589 |
100, |
83,7 |
в том числе: |
|||||
-оплата труда |
195 199 |
56,5 |
215 148 |
52,1 |
90,7 |
- поступление выручки от продажи продуктов с/х-ва |
7 521 |
2,2 |
10 658 |
2,6 |
70,6 |
-пенсии и пособия |
104 450 |
30,2 |
103 149 |
25,0 |
101,3 |
-стипендии |
1 594 |
0,5 |
2 066 |
0,5 |
77,2 |
-доходы от продажи иностр. валюты |
24 871 |
7,2 |
61 419 |
14,9 |
40,5 |
-прочие доходы |
11 826 |
3,4 |
20 149 |
4,9 |
58,7 |
Составлено по материалам [4]
Такие изменения в структуре доходов как на Украине так и в Крыму определили специфическое поведение трудоспособного населения на рынке труда: оплата труда стала ориентироваться на удовлетворение минимально необходимых потребностей, снизилась положительная мотивация занятых к производительному и качественному труду, особенно в государственном секторе, трудоспособное население стало целенаправленно искать пути получения недекларированных доходов.[16]
Следует отметить, что такого рода структурное перераспределение доходов объясняется не только растущей привлекательностью сокрытия доходов, но и обусловлено отчасти недавно произошедшими изменениями в методологии статистического учета личных доходов на макроуровне.
В частном секторе существуют весьма мощные стимулы к тому, чтобы не платить взносы в различные внебюджетные фонды и дополнительные налоги. Сумма соответствующих платежей в среднем может превысить 40% фонда оплаты труда. По этой причине заработная плата выплачивается на многих предприятиях частного сектора за счет неучтенной наличности, и практика ухода от налогообложения стала в этом секторе типичной чертой экономического поведения фирмы. В результате, основная часть доходов от самостоятельной занятости и заработной платы в частном секторе экономики классифицируется как прочие доходы, а доля оплаты труда в суммарном доходе оказывается очень низкой - 51% на Украине против 65-75% в развитых странах.[3;7]
Глава 2. ПРОБЛЕМЫ НЕРАВЕНСТВА В РАСПРЕДЕЛЕНИИ ДОХОДОВ 2.1. Кривая Лоренца и коэффициент Джини
Различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого называются дифференциацией доходов. Неравенство доходов характерно для всех экономических систем. Наибольший разрыв в уровне доходов отмечался в традиционной системе.
При переходе от административно-командной к рыночной системе рост дифференциации доходов связан с тем, что часть населения продолжает жить в условиях распадающейся прежн ей системы и одновременно возникает общественный слой, д ействующий по законам рыночной экономики. По мере вовлеч ения все более широких слоев населения в рыноч ные отношения размеры неравенства сокращаются. [18;9]