Как экономический закон конкуренция выражает причинно-следственную связь между интересами субъектов хозяйствования к соперничеству и результатами в развитии экономики. Исторически конкуренция возникла в условиях простого товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и обостряется конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая конкуренция.
В современных условиях конкуренция также выступает как важное средство развития производства и существует в различных формах.
Классики марксизма о конкуренции. Имея в виду капиталистическую конкуренцию, Ф. Энгельс определял ее как наиболее полное выражение господствующей в современном гражданском обществе войны всех против всех. Закон капиталистической конкуренции, по Марксу, основывается на разнице между стоимостью товара и издержками производства.
Он различал две формы кап-тической конкуренции: внутри- и межотраслевую.
Внутриотраслевая конкуренция конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли. Товары реализуются исходя из общественно необходимых затрат, которые образуют общественную стоимость. Общественную стоимость товаров, которая устанавливается в результате внутриотраслевой конкуренции на рынке, К.Маркс назвал рыночной стоимостью.
Рыночная стоимость отличается от рыночной цены. На величину последней оказывает влияние спрос к предложение товаров. Когда спрос выше предложения, рыночная цена устанавливается выше стоимости и наоборот. Внутриотраслевая конкуренция сводит различные индивидуальные стоимости к рыночной стоимости и рыночной цене, обусловливает неравенство индивидуальных норм прибыли предпринимателей различных отраслей производства.
Стимулируя технический прогресс н повышение производительности труда на предприятиях, она в то же время выступает как тормоз их развития, поскольку порождает коммерческую тайну, отвлекает крупные средства на спекуляцию, рекламу и другие непроизводительные цели.
Межотраслевая конкуренция это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспред-я прибыли. Поскольку на норму прибыли влияют разные объективные факторы, ее величина в различных отраслях различна. Однако каждый предприниматель независимо от того, где применяется его капитал, стремится получить на него прибыль не меньшую, чем остальные предприниматели. Это приводит к переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой. В ходе такого движения капиталов нормы прибыли разных сфер производства колеблются вокруг определенного среднего уровня.
Прибыль, получаемая по средней норме на авансированный капитал, называется средней прибылью. Она зависит, во-первых, от 1 уровня средней нормы прибыли и, во-вторых, от величины авансированного капитала. Средняя прибыль определяется как произведение средней нормы прибыло на величину авансированного капитала: Р = Р`*К, где Р средняя прибыль; Р` - средняя норма прибыли; К -авансированный капитал.
Образование средней нормы прибыли означает перераспределение совокупной прибыли между предпринимателями различных отраслей по принципу: равновеликая прибыль на равновеликий авансированный капитал, вложенный в эти отрасли.
Превращение прибыли в среднюю прибыль приводит к тому, что товары продаются не по стоимости, а по цене производства, которая состоит из издержек производства и средней прибыли на авансированный капитал. 46,47 Конкуренция.
Соверш. конкуренция это соперничество многочисленных произв-лей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции. Для нее характерны следующие черты:
В отличие от совершенной она ограничена влиянием монополий и государства.
Существуют несколько моделей несовершенной конкуренции.
Одна из моделей монополия, для которой характерны:
Единственный продавец (одна фирма или отрасль является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги);
Отсутствие близких продуктов-заменителей (с точки зрения пок-ля это озн, что он должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него, т.е. нет приемлемых альтернатив);
Диктуемая цена (чистая монополия диктует цены или осуществляет значительный контроль над ценой); вступление в отрасль конкурентов заблокировано. Критерием оценки степени монополизации служит доля хозяйственной единицы в производстве. Так, согласно законодательству ФРГ доминирующее положение предпр-я или группы предпр-й на рынке возникает, если на одно предприятие приходится свыше 1/3 всего оборота на рынке.
В хозяйственной практике Республики Беларусь в качестве занимающих доминирующее полож. на рынке рекомендуется рассм. тех участников хоз. оборота, доля которых на нем составляет свыше 70 %. Степень монополизации для участников, доля которых составляет от 35 до 70%, определяется дифференцированно, в частности выявляется их воздействие на реализацию товаров (условия, цены и т.д.) на рынке с учетом его географических границ.
Моделью несовершенной конкуренции является монополистическая конкуренция. Ее отличительные признаки:
Олигополия в основном распространена в отраслях, где эффективнее крупное производство и отсутствуют широкие возможности дифференциации отраслевого продукта,
Методы конкурентной борьбы. В современных условиях используются силовые методы конкурентной борьбы. К ним относятся такие экономические методы, как лишение конкурента сырья, рынков сбыта, кредитов, скупка патентов, сбивание цен, захват рынков рабочей силы, выпуск на рынок новых марок и видов изделий и т.д.
Действуют также методы прямого насилия поджоги, взрывы, убийства опасных конкурентов, шпионаж, государственные перевороты и т.д.
Во всех странах применяются ценовые методы конкурентной борьбы. К ним относятся применение монопольно высоких и монопольно низких цен, метод ценовой дискриминации (разные цены в разных местностях, демпинговые, бросовые цены).
Появляются и методы неценовой конкурентной борьбы. Эти методы в основном подразделяются на две группы: конкуренция по продукту и конкуренция по условиям продаж.
Конкуренция по продукту стремление захватить часть отраслевого рынка конкурента путем выпуска продукции нового ассортимента и качества при сохранении примерно одной и той же цены. Например, в США продается одновременно 10 тыс. сортов муки, более 4 тыс. видов консервированной кукурузы, 50 сортов горчицы.
Конкуренция по условиям продаж использование многочисленных средств для привлечения покупателей к товарам.