Конкурентная Борьба.
Формы, методы, стратегия. Конкурентное поведение предприятия.
Конкурентная борьба - соперничество субъектов рыночной эк-ки по поводу лучших условий пр-ва и реализации товаров.
Объективные условия для рыночной конкурентной борьбы:
все субъекты обособлены друг от друга на основе определ. форме собственности;
зависимость субъектов рын. эк-ки от рын. конъюнктуры (спрос, предложение и динамика цен);
несогласованность интересов покупателей и продавцов.
Конкурентная борьба является внутренним источником развития рын. эк-ки, т.е. конкурентная борьба способствует обеспечению общего эк. равновесия и эк. спроса.
Эк. равновесие - такое состояние, когда совокупный спрос по объему и по структуре равен совокупному предложению по объему и по структуре.
Эк. рост - увеличение объема пр-ва во времени.
“+”: - стимулирует повышение качества продукции, снижение затрат и постоянство продукции;
- приводит к повышению концентрации пр-ва.
“-“: - предполагает потерю труда, затраченного на пр-во отдельных товаров;
- создает нестабильность среди субъектов рын. эк-ки (увеличение риска и нестабильность);
- приводит к отклонению цен от стоимости по причинам, независящих от предпринимателя.
Формы конкурентной борьбы:
Внутриотраслевая и межотраслевая:
а) Внутриотраслевая охватывает все отрасли, занятые одним видом товаров. Выявляются общественно-необходимые затраты на пр-во данного товара. Это затраты, связанные с обществ. условиями пр-ва. = формируется рыночная цена.
б) Межотраслевая - к.б. между отраслями за наиболее выгодное применение капитала. Общественно-необходимые затраты не одинаковы. Норма прибыли также неодинакова. Из тех отраслей, где норма прибыли ниже, капитал уходит, т.к. невыгодно вкладывать капитал. Происходит перелив капитала из тех отраслей, где норма ниже в те отрасли, где выше до тех пор, пока норма прибыли не сравняется (равная прибыль на равный капитал).
Меж. к.б. приводит к образованию средней (общей) норме прибыли = образуется цена пр-ва (издержки пр-ва (затраты на покупку рабочей силы и затраты на средства пр-ва) + средняя прибыль на капитал).
К.б. между монополиями, крупными корпорациями.
а) конкуренция между монополиями;
б) к.б. между монополиями и немонополиями;
Цена не всегда совпадает со стоимостью по величине = зависит от спроса и предложения. Цена должна возместить производителю все затраты общественного труда. Цена может не возместить какую-то часть, если у нее индивидуальные затраты труда выше общественно необходимого = товаропроизводитель стремится, чтобы индивидуальные затраты были ниже, чем общ.
2.Концепция маржинолистов (Бембаверг, Менгер).
Основой цены и основой обмена явл. предельная полезность продукта, субъективно оцениваемая продавцом и покупателем.
Предельная полезность зависит от: -кол-ва реализуемого товара; -интенсивности потребности.
Предельной называется полезность последнего реализуемого блага в оценке предельного покупателя и пред. продавца.
Менгер: “Никакого эквивалентного обмена сущ. не может”.
Обмен происходит тогда, когда для продавца предельная полезность меньше, чем на товар, на который он меняет.
Бембаверг: Факторы, влияющие на цену:
потребность покупателя в данном товаре
оценка полезности покупателем
оценка денег покупателем
оценка полезности товара продавцом
оценка денег продавцом
кол-во товара для продажи
Маршалл: “В основе цены лежит не только полезность, но и издержки пр-ва”.
Цена образуется от полезности (предложение) и от издержек пр-ва (спрос). Цена явл. результатом взаимодействия спроса и предложения.
3.Концепция факторов (Кларк, Цей).
Объективной основой цены явл. взаимодействие всех факторов (капитал, земля и т.д.). Эта теория строится на положении А.Смита. Стоимость товара опред. трудом при простом товар. пр-ве.
В условиях рын. эк-ки стоимость исчисляется из доходов (зарплата, рента, прибыль).
Методы ценообразования.
метод полных (или средних) издержек пр-ва + прибыль;
на предельных издержках пр-ва (издержки на добавочную ед. продукции).
Виды цен:
оптовая цена
розничная
трансфертная - цена внутри фирмы (покрывает затраты без наценки прибыли)
равновесия
конкурентная рыночная
Ценовая стратегия предприятия - ценовое поведение предприятия на рынке, обеспечивающее конкурентную стратегию и обеспечивающее маневрирование ценой при реализации как отдельного товара, так и всей партии.
Виды ценовой стратегии:
Стратегия высоких цен (стратегия снятия сливок) при начальной продаже товара;
Стратегия низких цен (стратегия проникновения на рынок). Постепенное снижение цен после того как основные затраты будут возмещены.
Стратегия дифференцированных цен (система скидок, наценок с цены).
Стратегия льготных цен.
Стратегия гибких цен.
Рыночное регулирование экономики.